Томские ученые обнаружили новый, более эффективный и простой способ поиска микроповреждений в стеклах самолетов, чем используются сейчас – цифровая голография частиц
Томские ученые обнаружили новый, более эффективный и простой способ поиска микроповреждений в стеклах самолетов, чем используются сейчас – цифровая голография частиц. Этот способ позволяет находить точное местоположение микротрещин, не снимая стекло с воздушного судна – сообщается на сайте ТГУ.
Остекление является одним из ключевых элементов для обеспечения безопасности полетов. Главная причина снижения прочности стекла – возникновение мельчайших микротрещин. Сегодня для проверки стекло либо осматривают с лупами и призмами прямо на борту, но при таком способе проверки микротрещины заметить невозможно, либо вытаскивают стекло из конструкции, чтобы позже изучить его с помощью лазера. Но в тоже время, недостатком данного метода является невозможность определения глубины конкретной поверхностной «трещины» и необходимость извлечения стекла из самой конструкции.
Исследователь РФФ ТГУ Николай Юдин поясняет:
«Цифровая голография позволяет определять поперечные и продольные размеры каждого поверхностного дефекта остекления в отдельности с заранее заданной точностью. Это дает возможность, не снимая стекла с самолета, выявить области с трещинами, размеры которых превышают допуски для безопасной эксплуатации».
Для исследования дефектов авиационного стекла радиофизики ТГУ применили цифровую голографическую камеру. По словам заведующего лабораторией радиофизических и оптических методов ТГУ Виктора Дёмина, сейчас идет поиск повышения точности метода и его наиболее эргономичной реализации. Для внедрения этой технологии в процесс предполётной подготовки самолётов требуется разработка соответствующей конструкции камеры и программного обеспечения с интуитивно-понятным интерфейсом.
«Сейчас цифровые голографические камеры промышленно выпускает компания „Лаборатория оптических кристаллов“ для задач кристаллографии и мониторинга морского планктона. Эти камеры могут быть применены и для решения задач дефектоскопии остекления самолетов», – сказано в сообщении.
Проект реализован в партнерстве с коллегами из НИЦ Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Минобороны РФ, Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия» им. Николая Жуковского и Юрия Гагарина (Воронеж), ООО «Лаборатория оптических кристаллов», ИОА СО РАН (Томск).
Источник: www.tsu.ru
Источник: scientificrussia.ru