Проблемы с обработкой звуков внутри несуществующих слов могут указывать на высокий риск дислексии у ребенка

Проблемы с обработкой звуков внутри несуществующих слов могут указывать на высокий риск дислексии у ребенка

Исследования показывают, что заболевание связано с левым полушарием головного мозга, в котором происходит обработка речи, — пишет eurekalert.org.

Исследования показывают, что заболевание связано с левым полушарием головного мозга, в котором происходит обработка речи, — пишет eurekalert.org.

Исследователи из Университета Аалто и Института Ниило Мяки использовали нейровизуализацию, чтобы определить, где мозг активируется — или не активируется — у детей с высоким риском дислексии. Магнитоэнцефалография (МЭГ) редко использовалась для изучения нарушения чтения у детей.

Исследование мозга проводилось в Университете Аалто путем измерения активности мозга с помощью МЭГ, которая измеряет слабые магнитные поля, возникающие в результате электрической активности в мозге, в течение двух дней. Более ранние исследования показали, что проблемы с обработкой звуков могут быть частично ответственны за дислексию, и что эти проблемы могут быть связаны с левой слуховой корой, которая обрабатывает язык.

Во время исследования дети слушали бессмысленные четырехсложные слова из громкоговорителя, и должны были повторить их. Затем исследователи спросили детей, слышали ли они это слово раньше.

«Это были бессмысленные слова, которые на самом деле ничего не значат. Мы хотели увидеть, как дети учились запоминать новые слова. Мы заметили, что дети с высоким риском дислексии не могут запоминать новые слова на слух. Их воспоминания о новых словах были не очень точными, и они не могли отличить придуманные слова друг от друга. Это указывает на более широкие трудности с обработкой слов в мозгу, что также затрудняет обучение чтению», — говорит доктор Анни Нора, научный сотрудник, который разработал тест измерения МЭГ вместе с профессором Рииттой Салмелин и доцентом Ханной Ренвалл в университете Аалто.

Нервная активация правого полушария головного мозга у детей с высоким риском дислексии была сопоставима с таковой у детей контрольной группы. Проблемы в обработке звукового содержания речи и в изучении новых слов были сосредоточены в деятельности слуховой коры левого полушария — области мозга, которая специализируется на обработке языка и речи и где находится поддержка словесной памяти.

«Значительно меньшая активация мозга была обнаружена в левом полушарии головного мозга у детей из группы риска дислексии. В частности, у детей обработка языка и речи также может быть замечена в правом полушарии, но со временем акцент смещается в левую сторону — каждая сторона фокусируется на более конкретных задачах по мере того, как дети становятся старше. Было бы интересно узнать, вызваны ли проблемы с чтением и письмом специализацией полушарий головного мозга», — добавляет Нора.

Участники исследования учились в первом и втором классе школы и с помощью учителя были идентифицированы как группы высокого риска. Исследовательская группа провела нейропсихологические обследования, проверила навыки чтения и письма и когнитивные способности, а также измерила функции мозга. Детей также спросили об их мотивации, в том числе об их убеждениях в собственных навыках чтения.

Аномальная активность мозга в возрасте 7 или 8 лет не позволяет полностью предсказать дальнейшее развитие чтения. Видимо, здесь присутствуют и другие факторы, в том числе вера ребенка в свои способности к обучению. Институт Ниило Мяки изучил это дополнительно, используя инструменты и тесты, в том числе игру GraphoLearn (на финском языке Ekapeli), которая используется для обучения финских детей навыкам чтения.

«Детей просили зачитать как слова, так и бессмысленные псевдослова, которые они не могли угадать. Исследование также включало часть, в которой проверялось, как GraphoLearn влияет на трудности с чтением и письмом. Как правило, игра не давала значительного эффекта. Но дети, которые были уверены в своих навыках чтения, получили дополнительную пользу от игры, и они добились большего прогресса в своих навыках чтения, чем дети из контрольной группы. Было бы неплохо разработать инструменты для учителей специального образования, которые помогли бы эффективно работать», — говорит ученый-исследователь Мииа Ронимус из Института Ниило Мяки.

GraphoLearn — это мобильная обучающая игра, разработанная Университетом Ювяскюля и Институтом Ниило Мяки. Игроки связывают буквы со звуками речи, и игра адаптируется к уровню навыков ребенка. Дети с самыми слабыми навыками чтения и письма были отобраны для шестинедельного периода GraphoLearn. Наблюдение за выполнением упражнения было оставлено на усмотрение учителей и родителей. На основании исследования в игру были добавлены такие функции, как подсказки и устные отзывы.

«Обучающая игра теперь предлагает советы, как повысить производительность. Например, если ребенок реагирует очень быстро, игра может посоветовать ребенку расслабиться и притормозить», — говорит Ронимус.

[Фото: ru.123rf.com/profile_stylephotographs]

Источник: www.eurekalert.org

Источник: scientificrussia.ru



Добавить комментарий