В последнее время все чаще говорят о важности эмоционального интеллекта. Это про успешную коммуникацию, стрессоустойчивость и осознанность. Как это работает и почему особенно актуально сейчас? Разбираемся вместе.
IQ или EQ?
Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году. Термин EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он.
В России известным «эмоциональным» исследователем признан Дэниэл Гоулмен. Согласно его теории эмоциональный интеллект можно развивать всю жизнь. Потому что он помогает достигать успехов в профессиональной и личной жизни.
Несмотря на то что в психологии есть множество теорий и моделей ЭИ, единого понятия – нет. Например, Рувен Бар-Он указывает, что эмоциональный интеллект — это «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». А указанный выше Дэниэл Гоулмен говорит, что понятие ЭИ связано с возможностью осознавать свои эмоции и эмоции других для мотивации, управления эмоциями и эффективной коммуникации.
Если объединить позиции исследователей, то получается, что эмоциональный интеллект связан с управлением своими эмоциями, их осознанием. Хозяин эмоций не подавляет их, а по необходимости «разрешает» им проявляться. Ключевым моментом является то, что начинается эмоциональный̆ интеллект с осознания своих эмоций. Этот навык позволяет сохранять самообладание, а также лучше понимать и себя, и других.
Про адаптацию
Правда ли, что ЭИ связан с адаптацией в социуме? Пока не ясно. Так, Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д.В. Люсин в своей статье говорят, что «не всегда высокая выраженность некоторых компонентов ЭИ приводит к благоприятным для субъекта последствиям». Например, человек, который лучше понимает эмоции других, будет чувствительным и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям. Это не всегда хорошо, потому что, например, в напряженных условиях может повысить уровень депрессии или пессимизма. (Ciarrochi, Dea, Anderson, 2002). Следовательно, в такой ситуации преимущество на стороне низкой эмоциональной чувствительности.
Существует и обратная ситуация. Поскольку высокий ЭИ – это обладание конкретными знаниями и навыками, то они предопределяют успешную коммуникацию в разных ситуациях. Например, умение утешить близкого человека, когда тот расстроен. По мнению Р. Д. Робертса, Дж. Мэттьюса, М. Зайднера и Д.В. Люсина, такие навыки аналогичны когнитивным. Приобретение и реализация эмоциональных навыков облегчаются, если есть уверенность в своей эмоциональной компетентности. Такие навыки могут быть открытыми или скрытыми. Последние можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, открытые — с теоретическими представлениями об эмоциях (Ackerman, 1996).
Конечно, знания и навыки в эмоциональной сфере играют положительную роль в адаптации. Важно, чтобы они соответствовали конкретной ситуации.
Эмоциональная модель
Основную модель эмоционального интеллекта предложили Дж. Мэйер и П. Сэловей (например, Mayer, Salovey, 1997). Ее структуру составляет набор способностей, имеющих отношение к переработке информации. Они представлены в виде четырех «ветвей»:
1) восприятие эмоций;
2) повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
3) понимание эмоций;
4) управление эмоциями.
Модель эмоций
Подробнее можно представить как способность к распознаванию и выражению эмоций (первая «ветвь») необходима для формирования эмоций и решения задач (вторая «ветвь»). Такие способности — процедурные. И поэтому выступают как базис для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья «ветвь»). И, наконец, все перечисленное нужно для внутренней регуляции собственных эмоций и для успешных воздействий на внешнюю среду (четвертая «ветвь»).
Познавательное и эмоциональное
Связаны ли эмоции и познавательные процессы? Г.Б. Монина отмечает, что ученые-психологи признают роль эмоций в мышлении. Некоторые даже считают, что они являются компонентом познания или то, что эмоции определяются интеллектуально (В. К. Вилюнас, 1976; П. В. Симонов, 1975; О. К. Тихомиров, 1969; И. Л. Путляева, 1979, и др.).
А.Р. Лурия, например, говорит, что сильные эмоции могут эмоционально окрасить едва ли не все, что связано с их возникновением. А познавательные процессы определяют развитие эмоционального. В его первоначальном порождении главную роль играет не само познание, а соответствие того, что познается, потребностям индивида.
Дело в том, что эмоции регулируют процессы познания. Например, эмоциональная окрашенность фокусирует наше внимание или помогает запомнить что-то. И наоборот. Хорошо известна взаимосвязь эмоций с воображением и фантазией. Более того, они даже могут исказить восприятие при неопределенном стимульном материале или при выраженной интенсивности. И, наконец, эмоции определяют характеристики нашей речи.
Список источников:
1) Г. Б. Монина. Развитие эмоционального интеллекта // Социальная психология. 2009. С. 144-155
2) А.Р. Лурия. Об историческом развитии познавательных процессов. М., Наука, 1973. C. 33-57.
3) Salovey P. Mayer J.D. Emotional intelligence//Imagination,Cognition,andPersonality. 1990. No 9.
4) Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д.В. Люсин. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Теоретико-эмпирические исследования. С. 3-26.
Источник: scientificrussia.ru