Издание Times Higher Education опубликовало обновленные результаты рейтинга университетов стран с активно развивающейся экономикой. Россия вошла в пятерку стран с наибольшим количеством представленных в рейтинге университетов
Название изображения
9 марта 2021 года британское издание Times Higher Education (THE) опубликовало обновленные результаты рейтинга университетов стран с активно развивающейся экономикой (Emerging Economies University Rankings). Публикуемая часть рейтинга 2021 года включает более 600 университетов. Российская Федерация вошла в пятерку стран с наибольшим количеством представленных в рейтинге университетов, а также заняла второе место после Китая по числу университетов в топ-50. Количество университетов РФ, входящих в топ-100 рейтинга, выросло до 12. Это является самым высоким показателем по сравнению с предыдущими периодами. При этом 8 университетов являются участниками Проекта 5-100.
«Представительство российских университетов в рейтинге THE Emerging Economies University Rankings осуществляется в значительной степени за счет участников Проекта 5-100. Если в 2013 году наша страна была представлена в обозначенном рейтинге всего двумя университетами, то в 2021 году их стало 48, причем 20 из них представляют Проект 5-100. Более того, шесть из семи отечественных университетов, находящихся в топ-50 рейтинга, – участники Проекта 5-100. Трансформация высшего образования, которая осуществлялась в последние годы в России, позволила нашей стране закрепиться в числе лидеров анализируемой группы стран в первую очередь через представительство российских университетов в высших рейтинговых диапазонах», – отметил руководитель Проектного офиса Проекта 5-100, д.б.н. Борис Филиппов.
Количество российских университетов в рейтинге THE Emerging Economies University Rankings в 2013—2021 годах
Название изображения
Университеты – участники Проекта 5-100 начиная с 2014 года вместе с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова формируют тройку лучших российских университетов в рейтинге THE Emerging Economies University Rankings. В 2021 году Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (11-я позиция) и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (24-я позиция) заняли второе и третье места среди отечественных научно-образовательных центров.
Проректор по научной работе МФТИ, к. ф. -м. н. Виталий Баган: «Результаты рейтинга THE Emerging Economies University Rankings 2021 года в этом году отражают долгосрочную стратегию развития Физтеха. МФТИ на втором месте среди российских университетов и занял 11-ю позицию среди университетов стран с развивающейся экономикой.
В целом благодаря развитию Проекта 5-100 МФТИ вошел в топ-100 сразу пяти международных предметных рейтингов. Мы входим в топ-100 лучших по математике, компьютерным наукам и всему блоку естественных наук, а также в топ-50 лучших университетов мира по физике, теперь уже по двум рейтингам – THE и QS. Таким образом, по всем ключевым направлениям Физтех в числе лучших.
Для обеспечения связи образования, науки и реального сектора экономики мы системно работаем с нашими базовыми кафедрами – как академическими, так и индустриальными – и нашими выдающимися выпускниками. В этом году в Центре фотоники и двумерных материалов МФТИ будет создана лаборатория под научным руководством нобелевского лауреата Константина Новоселова, а еще 20 лабораторий за последние пять лет создано с ведущими институтами РАН. Одновременно с открытием лабораторий мы запускаем новые образовательные программы для подготовки высококвалифицированных специалистов на реальных задачах».
Старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ, к. ф. -м. н. Ирина Карелина: «Вышка имеет устойчиво растущие показатели по интернационализации. Созданная в университете в последние годы двуязычная среда позволяет создавать комфортные условия для наших иностранных коллег и студентов, поэтому каждый год растет интерес иностранных студентов к университету. Даже в прошлом году, несмотря на пандемию, мы приняли на 12% больше иностранных студентов, чем в рекордном для себя 2019 году. Это говорит о высокой репутации среди абитуриентов из зарубежных стран».
Название изображения
Восемь российских университетов впервые вошли в публикуемую часть рейтинга, в том числе участник Проекта 5-100 – Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (диапазон 501+).
Ректор БФУ им. И. Канта, д.филос.н. Александр Федоров: «БФУ им. И. Канта ведёт системную и кропотливую работу по совершенствованию как научной производительности университета, так и его образовательной среды. Эти усилия получили позитивную оценку международного агентства THE. Вхождение в THE Emerging Economies University Rankings позволяет с уверенностью говорить о принадлежности БФУ к авангарду российских университетов, чьи научные достижения отмечаются мировым академическим и экспертным сообществами и где качество образования определяется высокой конкурентоспособностью не только на национальном, но и на международном рынке образовательных услуг.
Уверенный и стабильный рост глобальной конкурентоспособности БФУ им. И. Канта — одна из приоритетных целей университета. Мы достигаем ее за счет планомерного развития международных партнерских отношений, в том числе посредством модернизации кадровой политики университета и осуществления активного сотрудничества с зарубежными исследователями. Успех реализуемой стратегии также подтверждается стабильно растущей долей иностранных студентов, даже в период пандемии».
Значительная часть университетов – участников Проекта 5-100 в сравнении с прошлым годом улучшила свои позиции в ТНЕ Emerging Economies University Rankings. Наибольшую динамику роста среди университетов данной группы продемонстрировал Сибирский федеральный университет, который поднялся на 100 позиций (с 351-400 места до 251-300 места).
Ректор Сибирского федерального университета, к. филос. н. Максим Румянцев: «В начале этого учебного года СФУ продемонстрировал положительную динамику в глобальном рейтинге THE WUR, что отразилось на группе в рейтинге университетов развивающихся стран. В прошлом году наш университет уже показал уверенный рост по показателю „Международное сотрудничество“ в связи с увеличением числа иностранных студентов и преподавателей. В рассматриваемый период университет стал основной площадкой для проведения XXIX Всемирной зимней студенческой универсиады – 2019 в Красноярске, а также запустил в партнерстве с французским Институтом Поль Бокюз (Institut Paul Bocuse) первый в России Институт гастрономии. На протяжении нескольких лет СФУ делает акцент на развитие укрупненных направлений. В рамках Проекта 5-100 это „Науки о Земле“ и „Биохимия“; в рамках создания в Красноярском крае НОЦ „Енисейская Сибирь“ – „Химическая инженерия“, „Материаловедение, инжиниринг и металлургия“. Планомерная реализация стратегии роста по приоритетным направлениям отразилась на росте позиций с 801+ до 601-800 в предметном рейтинге ТНЕ по физическим и техническим наукам. Это и привело к тому, что СФУ в рейтинге THE Emerging Economies University Ranking поднялся сразу на 100 позиций».
Хорошую положительную динамику также показал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Поднявшись на 37 позиций, он вошел в топ-50 рейтинга. За счет СПбПУ и Национального исследовательского Томского государственного университета (+3 позиции) количество университетов – участников Проекта 5-100 в топ-50 по сравнению с прошлым годом увеличилось с четырех до шести. Состав университетов – участников Проекта 5-100, входящих в топ-100, не изменился по сравнению с прошлым годом.
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), академик РАН Андрей Рудской: «Методология данного рейтинга выводит на фронтир успеха те университеты, которые развивают научно-исследовательскую деятельность и системно работают в области разработок и новых технологий в тесной связке с промышленностью. Наш питерский Политех показал достойный рост не только по показателям научной продуктивности и влияния исследований, но и по вкладу от производственной и инновационной деятельности. Свидетельство тому – разработанный Политехом совместно с нашим партнером ПАО „КАМАЗ“ и представленный мировому сообществу предсерийный образец электромобиля КАМА-1, успешно прошедший тестирование в разных условиях эксплуатации. К тому же Политех уверенно из года в год занимает высокую позицию по международному взаимодействию, значительно превышая общемировую медиану по данному показателю, что подтверждает высокий статус нашего университета как научно-исследовательского центра мирового уровня».
Позиции университетов – участников Проекта 5-100 в рейтинге THE Emerging Economies University Rankings 2021 года
Университет
Позиция
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
11
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
24
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
28
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
35
Национальный исследовательский университет ИТМО
45
Национальный исследовательский Томский государственный университет
49
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
94
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
97
Казанский (Приволжский) федеральный университет
150
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
173
Российский университет дружбы народов
179
Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина
201–250
Сибирский федеральный университет
251–300
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
301–350
Дальневосточный федеральный университет
351–400
Первый Московский государственный медицинский университет имени
И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
351–400
Самарский национальный исследовательский университет имени академика
С.П. Королева
351–400
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
351–400
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
401–500
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
501+
Методология
В методологии рейтинга THE Emerging Economies University Rankings 2021 года не произошло каких-либо значимых изменений. При составлении рейтинга используются те же 13 индикаторов, что и в мировом рейтинге THE, объединенные в пять категорий: «Преподавание», «Исследования», «Цитирования», «Международное взаимодействие», «Доход от производственной деятельности (инноваций)». Однако вес данных индикаторов изменен с целью учета специфики рассматриваемых в рейтинге развивающихся стран. Университеты не рассматриваются в рейтинге THE Emerging Economies University Rankings, если они не обучают бакалавров или если результат их исследований составляет менее 1000 публикаций, проиндексированных в базе данных Scopus за период с 2015 по 2019 год (для рейтинга 2021 года). Помимо этого, университет исключается из анализа, если в год он выпускает менее 150 публикаций. Университеты также могут быть исключены, если 80% и более их публикаций приходится только на одну из 11 предметных областей.
СПРАВКА
Times Higher Education – международное издание, публикующее новости о высшем образовании и ежегодно выпускающее ряд международных университетских рейтингов: институциональный, предметные, региональные, а также специализированные: рейтинг самых интернациональных университетов мира, рейтинг молодых университетов, репутационный рейтинг и др.
Проект 5-100 – Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Приоритетными направлениями являются наращивание научно-исследовательского потенциала российских университетов, интеграция образования, предпринимательства и инноваций, формирование брендов и выдающейся академической репутации ведущих университетов, переход на международные практики управления, оптимизация структуры университетов, интернационализация всех областей деятельности, совершенствование инфраструктуры для привлечения лучших ученых, преподавателей, управленцев и студентов, активное продвижение национальной системы высшего образования на ключевых рынках, наращивание позиций и авторитета в международном сообществе, в том числе улучшение позиций в мировых (институциональных и предметных) рейтингах университетов.
Подробнее о Проекте 5-100: https://www.5top100.ru/about/more-about
Информация и фото предоставлены пресс-службой Проекта 5-100
Источник: scientificrussia.ru