13 марта британец Уильям Гершель открыл Уран

Самая холодная планета. Когда-то ее называли самой скучной, астрономы изначально предполагали, что это звезда или комета. 13 марта 1781-го года британский астроном  Уильям Гершель открыл Уран

«В квартиле рядом с ζ Тельца… Или туманная звезда, или, возможно, комета», — это запись Уильяма Гершеля от 13 марта 1781-го года. Тогда он впервые увидел Уран, наблюдая небо в телескоп из своего сада в Великобритании.

Только через два года астроном понял, что первые впечатления были ошибочными. То, что обнаруженное космическое тело не звезда Гершель установил, когда понял, что Уран поменял положение. Это произошло через несколько дней после открытия.  Тогда ученый решил, что это комета, и списал отсутствие видимого хвоста на то, что она летит к Земле.

Модель телескопа, с помощью которого Гершель открыл Уран

Википедия

Уильям Гершель еще описывал объект как комету, а ученые других стран уже предположили, что это какой-то другой объект. Берлинский астроном Иоганн Боде описал Уран как «движущуюся звезду, которую можно считать подобной планете, обращающуюся по кругу вне орбиты Сатурна». Тогда был сделан вывод, что орбита больше похожа на планетарную и вскоре первооткрыватель признал ошибку: «Наблюдения самых выдающихся астрономов Европы доказали, что комета, которую я имел честь указать им в марте 1781 года, является планетой нашей Солнечной системы», — писал Уильям Гершель.

Первая фотография Урана пришла на Землю с аппарата «Voyager-2». Снимок сделан в 1986 году – тогда зонд пролетал на расстоянии 81,5 тысяч километров от планеты. Из-за отсутствия ярких деталей, ровной сферы, планету тогда назвали «самой скучной». Почти через 20 лет астрономы впервые увидели летние бури на Уране.

Снимок «Вояджера-2»

Википедия

Уран наклонен настолько сильно, что вращается вокруг Солнца на своей стороне, а ось вращения почти направлена на звезду. Из-за этого сезоны на планете длятся около двадцати лет, а год на Уране длится 84 земных. Когда свет Солнца достигает некоторых областей  планеты впервые за многие годы, нагревается атмосфера. Это вызывает  весенние бури.

Уран — Это самая холодная планета Солнечной системы – температура атмосферы — 224°C. В 2020 году ученые доказали, что там идут дожди из алмазов. Для этого в лаборатории воссоздали условия, схожие с условиями в атмосфере Урана, которая состоит в основном из гелия и водорода. Но глубже находятся более тяжелые элементы и вещества, в том числе метан. Согласно гипотезе, на глубине около 7 тыс. км температура и давление достигают такой величины, что метан должен распадаться на составляющие его элементы: углерод и водород. При этом более легкий водород поднимается в атмосферу, а углерод под действием окружающей среды превращается в кристаллы алмазов и опускается к каменно-ледяному ядру.

Американские ученые использовали стирол — его физические свойства больше похожи на вещество, в которое превращается метан при огромном давлении и температуре. С помощью лазеров стирол разогрели до температуры 5000 кельвинов, а давление увеличили до 1,5 млн бар – в результате теория подтвердилась: углерод превратился в алмазы, а оставшаяся часть вещества выделилась в виде чистого водорода.

По материалам из открытых источников