Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
В годы Второй мировой войны 105-мм гаубицы являлись основой огневой мощи германской дивизионной артиллерии. Орудия le.F.H.18 различных модификаций применялись немецкими войсками с первых и до последних дней войны. В послевоенное время 105-мм гаубицы немецкого производства в ряде стран эксплуатировались до середины 1980-х годов. Они также являлись эталоном и образцом для подражания при создании собственных 105-мм орудий в Югославии и Чехословакии.

105-мм легкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.16

До второй половины 1930-х годов основной 105-мм гаубицей в вооруженных силах Германии являлась 10,5 cm le.F.H.16 (нем. 10,5 cm leichte Feldhaubitze 16), принятая на вооружение в 1916 году. Для своего времени это была очень неплохая артиллерийская система. Её вес в боевом положении составлял 1525 кг, максимальная дальность стрельбы – 9200 м, боевая скорострельность – до 5 выстр/мин.

В 1918 в германской имперской армии имелось немногим более 3000 гаубиц le.F.H.16. После подписания Версальского договора производство этих орудий было прекращено. И их количество в рейхсвере сильно ограничили. В 1933 году был налажен выпуск усовершенствованной версии 10,5 cm le.F.H.16 nA (нем. neuer Art – нового образца). К 1937 году удалось выпустить 980 гаубиц.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАНемецкие артиллеристы на привале рядом с 105-мм полевой гаубицей 10,5 cm le.F.H.16. Польская компания. Сентябрь 1939 года
После того, как в серию пошла новая 105-мм гаубица le.F.H.18, большую часть имеющихся le.FH.16 направили в учебные подразделения и части второй линии.

В связи с относительной малочисленностью и наличием более совершенных образцов орудия le.FH.16 использовались на Восточном фронте весьма ограниченно.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА105-мм гаубица 10,5 cm le.FH. 16 на укреплениях Атлантического вала
Значительное количество устаревших гаубиц в 1941 году разместили в укреплениях на Атлантическом побережье, где они были уничтожены или захвачены американскими и британскими войсками в 1944 году.

105-мм легкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18

В 1935 году фирма Rheinmetall-Borsig AG запустила в серийное производство 105-мм гаубицу 10,5 cm le.F.H.18. Для своего времени это было очень удачное орудие, в котором сочетались низкая стоимость и трудоемкость изготовления с достаточно высокими боевыми и служебно-эксплуатационными характеристиками.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАРасчёт 105-мм гаубицы 10,5 cm le.FH.18 на огневой позиции
Масса артиллерийской системы в боевом положении составляла 1985 кг, в походном – 3265 кг. По сравнению с le.FH.16 новое орудие стало значительно тяжелее. И в идеале его следовало транспортировать тягачами. Но из-за нехватки средств механической тяги первые серийные le.FH.18 предназначались для буксировки шестёркой лошадей и комплектовались деревянными колесами.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Впоследствии деревянные колёса заменили литыми из легкого сплава. Колеса гаубиц, буксируемых конной тягой, имели стальной обод, поверх которого иногда надевали резиновые ленты. Для батарей на механической тяге применялись колеса со сплошными резиновыми шинами.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Стандартным средством букировки 105-мм гаубиц в вермахте были 3-тонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz.11 и 5-тонные Sd.Kfz.6.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Примечательно, что механизированная гаубичная батарея за два часа могла пройти расстояние, которое батарея с гужевыми упряжками преодолевала за целый день.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
По сравнению с 10,5 cm le.F.H.16 гаубица 10,5 cm le.FH.18 имела ряд существенных преимуществ. После увеличения длины ствола до 2625 мм (25 клб.) максимальная дальность стрельбы составила 10675 м.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Принципиально новым, отличным от le.FH.16, стал лафет с раздвижными станинами и большими откидными сошниками, а также подвеска лафета. Боевая ось была снабжена рессорами, что позволяло транспортировать гаубицы механическими средствами тяги со скоростью до 40 км/ч. Благодаря трём точкам опоры, лафет с раздвижными станинами стал значительно более устойчив, что было немаловажно при увеличившейся начальной скорости снаряда.

Сектор горизонтального обстрела составлял 56°, что позволило увеличить эффективность стрельбы прямой наводкой по быстро перемещающимся целям. Максимальный угол вертикальной наводки – 42°. Клиновой горизонтальный затвор обеспечивал скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Время перевода в боевое положение – 2 минуты.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Для 105-мм гаубицы le.F.H.18 имелся широкий спектр боеприпасов.

В латунную или стальную гильзу (в зависимости от угла возвышения и дальности стрельбы) могло помещаться шесть номеров пороховых зарядов. Стандартным считался выстрел с осколочно-фугасной гранатой 10,5 cm FH Gr. 38 массой 14,81 кг, содержавшей 1,38 кг тротила или аммотола. На первом номере метательного заряда начальная скорость составляла 200 м/с (дальность – 3575 м), на шестом – 470 м/с (дальность – 10675 м).

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
При взрыве осколочно-фугасной гранаты убойные осколки разлетались вперёд на 10–15 метров вперед, на 5–6 метров назад, вбок на 30–40 метров. В случае прямого попадания могла быть пробита железобетонная стена толщиной 35 см, кирпичная стена толщиной 1,5 м или броня толщиной 25 мм.

Для борьбы с бронетехникой противника имелись бронебойные снаряды 10,5 cm Pzgr. и 10,5 cm Pzgr.rot. Первый вариант при массе 14,25 кг (вес ВВ – 0,65 кг) покидал ствол со скоростью 395 м/с и мог поражать цели на дальности до 1500 м. Снаряд 10,5 cm Pzgr.rot был оснащён баллистическим наконечником и весил 15,71 кг (вес ВВ – 0,4 кг). При начальной скорости 390 м/с на дистанции 1500 м он по нормали мог пробить 60 мм броню.

Большей бронепробиваемостью обладал кумулятивный снаряд 10 cm Gr. 39 rot H1, массой 11,76 кг, содержавший 1,975 кг заряд сплава тротила с гексогеном. Вне зависимости от дистанции стрельбы, при попадании под прямым углом кумулятивный снаряд прожигал 140 мм броню.

105-мм гаубица также могла вести огонь осколочно-зажигательными снарядами 10,5 cm F.H.Gr.Spr.Br, зажигательными 10,5 cm F.H.Gr.Br, дымовыми 10,5 cm F.H.Gr.Nb. FES.

Имеется упоминание о подкалиберном снаряде 10,5 cm Sprgr. 42 TS. Но достоверной информации о его характеристиках и объёмах производства найти не удалось.

105-мм лёгкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18M

В начальный период Второй мировой войны лёгкие полевые гаубицы 10,5 cm le.F.H.18 продемонстрировали высокую боевую эффективность.

Однако пехотные командиры отмечали, что было бы крайне желательно повысить дальность стрельбы. Самым простым путём добиться этого, было увеличение начальной скорости снаряда за счёт роста объёма метательного заряда. Возросшую силу отдачи компенсировали внедрением дульного тормоза.

В 1940 году гаубица 10,5 cm le.F.H.18M с двухкамерным дульным тормозом сменила в производстве 10,5 cm le.F.H.18. Масса орудия увеличилась на 55 кг. Длина ствола при модернизации возросла на 467 мм. Для ведения огня на максимальную дальность разработали новый осколочно-фугасный снаряд 10,5 cm F. Н. Gr. F. При стрельбе зарядом № 6 начальная скорость составляла 540 м/с, а дальность стрельбы – 12325 м. Остальные характеристики гаубицы 10,5 cm le.F.H.18M остались на уровне 10,5 cm le.F.H.18.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Так как 105-мм гаубицы без дульного тормоза и с дульным тормозом в Германии учитывались по одной позиции, сейчас сложно сказать, сколько орудий конкретной модификации было выпущено. Также известно, что в ходе капитальных ремонтов, ранние модели получали стволы с дульным тормозом. В 1939 году в вермахте имелось 4862 гаубицы le.F.H.18. Согласно справочным данным, в период с января 1939 по февраль 1945 года было выпущено 6933 гаубицы le.F.H.18 и le.F.H.18M на колёсном лафете.

Массовому выпуску гаубиц семейства le.F.H.18 способствовала их относительно низкая стоимость производства. Базовая модификация 105-мм гаубицы обходилась дешевле и требовала меньших трудозатрат при изготовлении, чем другие немецкие массовые артиллерийские орудия калибра 75–150-мм.

По экономическим показателям le.F.H.18 существенно превосходила не только более тяжелые артсистемы, но и даже 75-мм пушку. Так, в 1939 году вермахт платил за 105-мм гаубицу 16400 рейхсмарок, а за 75-мм лёгкую пехотную пушку le.F.K.18 – 20400 рейхсмарок.

105-мм лёгкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18/40

Огневая мощь, дальность стрельбы и служебно-эксплуатационные характеристики модернизированных гаубиц 10,5 cm le.F.H.18M вполне устраивали немецких артиллеристов. Но совершенно неожиданно для немецких генералов выяснилось, что в условиях русской распутицы 3-тонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz.11 и даже 5-тонные Sd.Kfz.6 с трудом справлялись с буксировкой 105-мм орудий дивизионной артиллерии.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Гораздо более худшей была ситуация в артиллерийских подразделениях, в которых для транспортировки гаубиц использовались конные упряжки, а таких в вермахте в первой половине войны было большинство.

Если линия фронта была стабильной, эта проблема как-то решалась. Но когда орудия требовалось незамедлительно перебросить на другой участок, это зачастую было трудно осуществить.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Так как на плохой дороге лошади быстро уставали, расчёты были вынуждены идти пешком и даже толкать гаубицы. При этом скорость передвижения составляла 3–5 км/ч.

Проблему улучшения мобильности и защищённости расчётов 105-мм гаубиц пытались решать путём создания на базе шасси лёгкого танка Pz.Kpfw. II Ausf F самоходных артиллерийских установок Wespe.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА105-мм САУ Wespe
Однако таких САУ выпустили относительно немного – 676 единиц. И они не смогли заметно потеснить буксируемые гаубицы.

Несмотря на высокий приоритет работ по созданию новой 105-мм гаубицы, которые велись несколькими конструкторскими бюро, немцам так и не удалось наладить массовый выпуск принципиально новых 105-мм дивизионных орудий. По этой причине гаубицы le.F.H.18М серийно выпускались вплоть до остановки производства в марте 1945 года.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАРасчёт ведёт огонь из 105-мм гаубицы le.F.H.18/40
В качестве временной меры, до принятия на вооружение новой 105-мм гаубицы, ствол 10,5 cm le.F.H.18М наложили на лафет противотанковой 75-мм противотанковой пушки 7,5 cm Рak 40. Такая модификация получила обозначение 10,5 cm le.F.H.18/40. Вес «гибрида» в боевом положении удалось снизить до 1830 кг, масса в походном положении составляла 2900 кг.

Хотя гаубица le.F.H.18/40 была создана в середине 1942 года, нехватка производственных мощностей не позволила быстро наладить её серийное производство. Первую партию из 9 «гибридных» гаубиц поставили в марте 1943 года. Но уже в июле 1943 года вермахт располагал 418 гаубицами такого типа. До марта 1945 года удалось изготовить 10245 le.F.H.18/40.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Несмотря на то, что орудия на гужевой тяге не в полной мере соответствовали современным требованиям, значительную часть 105-мм гаубиц le.F.H.18/40 выпустили в варианте, предназначенном для транспортировки конной упряжкой.

В середине 1930-х годов вскоре после начала производства гаубиц 10,5 cm le.F.H.18 было принято решение об отказе в дивизионной артиллерии от пушек. В предвоенный период артиллерийские полки, приданные пехотным дивизиям, вооружались лишь гаубицами – 105-мм легкими и 150-мм тяжелыми. Основной причиной такого решения было желание обеспечить превосходство в артиллерии над армиями стран-соседей: в большинстве из них дивизионная артиллерия была представлена 75–76 мм пушками.

До 1939 года огневую поддержку действиям пехотной дивизии вермахта должны были оказывать два артиллерийских полка: легкий (105-мм гаубицы) и тяжелый (150-мм гаубицы). После перехода на штаты военного времени тяжелые полки из дивизий изъяли.

В дальнейшем практически в течение всей войны организация артиллерии пехотной дивизии оставалась неизменной: артиллерийский полк в составе трех дивизионов, а в каждом из них – три четырехорудийные батареи 105-мм гаубиц.

Однако тут могли быть варианты.

По причине нехватки гаубиц семейства 10,5 cm le.F.H.18 их частично могли заменять устаревшие 10,5 cm le.F.H.16, советские трофейные дивизионные 76-мм пушки Ф-22-УСВ и ЗиС-3, а также шестиствольные 150-мм реактивные миномёты Nebelwerfer 41.

Первоначально артполк моторизованных (панцергренадерских) дивизий соответствовал по структуре полку пехотной дивизии – три трехбатарейных дивизиона (36 гаубиц). В дальнейшем состав полка сократили до двух дивизионов (24 орудия).

В танковой дивизии изначально имелись два дивизиона 105-мм гаубиц, поскольку в составе ее артполка был еще и тяжелый дивизион (150-мм гаубицы и 105-мм пушки). С 1942 года один из дивизионов легких гаубиц заменялся дивизионом самоходной артиллерии на САУ Wespe или Hummel.

В 1944 году с целью улучшения управляемости дивизион лёгких гаубиц в танковых дивизиях подвергся реорганизации: вместо трех четырехорудийных батарей в его состав ввели две шестиорудийные.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Помимо дивизионной артиллерии 105-мм гаубицы использовались в артиллерии РГК.

Так, в 1942 году осуществлялось формирование отдельных моторизованных дивизионов 105-мм гаубиц. Три дивизиона легких гаубиц (в общей сложности 36 орудий) входили в состав 18-й артиллерийской дивизии – единственного соединения такого типа в вермахте, просуществовавшего до апреля 1944 года. Осенью 1944 года началось формирование фольксартиллерийских корпусов, один из вариантов штатов такого корпуса предусматривал наличие моторизованного дивизиона с 18 105-мм гаубицами.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
С 1942 года для буксировки 105-мм гаубиц использовались гусеничные тягачи RSO (Raupenschlepper Ost). По сравнению с полугусеничными тягачами это была более простая и дешевая машина. Но максимальная скорость буксировки гаубиц составляла всего 17 км/ч (против 40 км/ч для полугусеничных тягачей).

К началу Второй мировой войны в вооруженных силах нацисткой Германии имелось 4845 легких 105-мм гаубиц. В основном это были орудия le.F.H.18, за исключением некоторого количества старых систем le.F.H.16, а также бывших австрийских и чешских гаубиц. К 1 апреля 1940 года парк легких гаубиц возрос до 5381 единицы, а к 1 июня 1941 года – до 7076 единиц.

Несмотря на большие потери на Восточном фронте 105-мм лёгкие гаубицы оставались весьма многочисленными на протяжении всей войны. Например, на 1 мая 1944 года вермахт располагал 7996 гаубицами, а на 1 декабря – 7372 (правда, в обоих случаях учтены не только буксируемые, но 105-мм орудия, предназначенные для САУ Wespe и StuH 42). Всего у промышленности было принято 19 104 гаубиц le.F.H.18 всех модификаций. И они оставались основой дивизионной артиллерии вермахта до окончания боевых действий.

Давая оценку германским гаубицам le.F.H.18, будет уместно сравнить их с советской 122-мм гаубицей М-30, которая считается одной из лучших советских артсистем, использовавшихся во Второй мировой.

Советская дивизионная гаубица М-30 немного превосходила le.F.H.18 первой модификации по максимальной дальности стрельбы (11800 м против 10675 м). Однако в поздних вариантах дальность стрельбы германских 105-мм гаубиц была доведена до 12 325 м.

Больший угол возвышения (+63,5°) ствола М-30 позволял добиться большей по сравнению с le.F.H18 крутизны траектории снаряда, а следовательно и лучшей эффективности при стрельбе по укрытой в окопах и блиндажах живой силе противника. По мощности 122-мм снаряд массой 21,76 кг однозначно выигрывал у 105-мм снаряда, весившего 14,81 кг. Но платой за это была на 400 кг большая масса М-30 в боевом положении, и, соответственно, худшая мобильность. Практическая скорострельность германской le.F.H.18 была на 1,5–2 выстр/мин выше.

В целом немецкие 105-мм гаубицы являлись очень удачными. И они успешно справлялись с уничтожением живой силы, расположенной открыто или находящейся за лёгким укрытием, с разрушением лёгких полевых укреплений, подавлением огневых точек и артиллерии. В ряде случаев поставленные на прямую наводку лёгкие гаубицы le.F.H.18 успешно отражали атаки советских средних и тяжелых танков.

Использование немецких 105-мм гаубиц в РККА

Первые гаубицы le.F.H.18 Красная армия захватила в начале войны и эпизодически использовала их против бывших хозяев летом-осенью 1941 года. В конце 1941 начале 1942 года из-за массового падежа лошадей, вызванного холодами и отсутствием фуража, в ходе последующего стремительного контрнаступления РККА немцы бросили несколько десятков лёгких 105-мм полевых гаубиц.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАБоец РККА у брошенной неисправной немецкой 105-мм лёгкой полевой гаубицы le.F.H.18. Зима 1941–1942 г.
Значительная часть захваченных орудий le.F.H.18 находилась в неисправном состоянии, но некоторые гаубицы оказались пригодными к дальнейшему использованию. При наличии боеприпасов из них вели огонь по визуально наблюдаемым целям.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Но до полноценного изучения 105-мм гаубиц на советских полигонах дело дошло только в 1942 году. Из опубликованных архивных документов следует, что обследованию подвергались орудия ранних выпусков без дульного тормоза. Испытания трофейных гаубиц проходили независимо друг от друга на Гороховецком артиллерийском научно-исследовательском полигоне (АНИОП) и на научно-испытательном зенитном артиллерийском полигоне ГАУ (НИЗАП).

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА105-мм гаубица le.F.H.18 на полигоне НИЗАП. 1942 год
Советские специалисты отметили, что эксплуатационные и боевые характеристики орудия вполне соответствуют современным требованиям. Конструктивно 105-мм гаубица является простой и технологичной. При её производстве не используются остродефицитные сплавы и металлы. Широко применяется штамповка, что должно положительно сказываться на стоимости производства. Ряд технических решений признан заслуживающими пристального изучения. Манёвренность орудия признана удовлетворительной.

После разгрома окруженной под Сталинградом германской группировки нашим войскам досталось несколько сотен 105-мм гаубиц, находящихся с разной степени сохранности, и большое количество артиллерийских боеприпасов. Впоследствии большая часть несправных и поврежденных трофейных орудий le.F.H.18 была отремонтирована на советских предприятиях, после чего они направлялись на артиллерийские склады фронтового подчинения.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Исправные и восстановленные 105-мм трофейные гаубицы поставлялись в артиллерийские полки стрелковых дивизий, где они совместно с советскими 122-мм гаубицами и 76-мм пушками использовались в составе смешанных артдивизионов.

Большое внимание уделялось подготовке личного состава, которому предстояло использовать в бою немецкие орудия. Для обучения рядовых и младших командиров расчётов трофейных гаубиц le.F.H.18 в прифронтовой полосе организовывались кратковременные курсы. А командиры батарей проходили более углублённую подготовку в тылу.

На русский язык были переведены таблицы стрельбы, списки номенклатуры боеприпасов и издана инструкция по эксплуатации.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА105-мм гаубица, брошенная на огневой позиции
Помимо обученности личного состава, возможность применения захваченных у врага орудий определялась наличием боеприпасов, которые советской промышленностью не выпускались. В связи с этим трофейными командами был организован сбор снарядов и выстрелов к орудиям. При отсутствии на данном участке фронта соответствующих исправных трофейных орудий – боеприпасы передавали на склады, откуда уже централизованно снабжали подразделения, имеющие трофейную матчасть.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАКрасноармеец на площади Кальвария в Будапеште. В центре – брошенная немецкая 105-мм гаубица le.F.H.18М
После того, как Красная армия овладела стратегической инициативой и перешла к масштабным наступательным операциям, число трофейных 105-мм гаубиц в артиллерийских подразделениях РККА резко увеличилось.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА
Иногда они использовались сверхштатно вместе с 76-мм дивизионными пушками ЗиС-3 и 122-мм гаубицами М-30, но в конце 1943 года началось формирование артиллерийских дивизионов, полностью укомплектованных орудиями немецкого производства.

С целью увеличения ударных возможностей стрелковых дивизий, ведущих наступательные боевые действия, командование РККА инициировало введение в состав артиллерийских полков дополнительных батарей 105-мм трофейных гаубиц.

Так, в распоряжении командующего артиллерией 13-й Армии, датированном 31 марта 1944 года, ссылаясь на шифрограмму командующего артиллерией 1-го Украинского фронта, говорится о необходимости наладить сбор и ремонт трофейной и отечественной матчасти в местах боев и создать по одной 4-х орудийной дополнительной батарее 105-мм гаубиц в каждом артиллерийском полку.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАСоветская артиллерийская батарея, оснащённая немецкими 105-мм гаубицами
На завершающем этапе войны поступило указание выдвинуть трофейные 105-мм гаубицы (как можно ближе к переднему краю противника) и использовать их для уничтожения очагов обороны, долговременных огневых точек и для проделывания проходов в противотанковых заграждениях. При наличии достаточного количества боеприпасов предписывалось вести беспокоящий огонь по площадям в глубине обороны противника.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА 105-мм гаубицы le.F.H.18/40, захваченные Красной армией на Зееловских высотах
В процессе сбора материала для данной публикации не удалось найти достоверной информации, сколько гаубиц le.F.H.18 и боеприпасов для них было захвачено РККА. Но с учётом числа выпущенных орудий и насыщенности ими немецких войск в конце 1945 года, Красной армии могло достаться более 1000 орудий и несколько сотен тысяч выстрелов для них.

После капитуляции нацисткой Германии, имеющиеся в войсках и сконцентрированные на сборных пунктах трофейного вооружения, 105-мм гаубицы были подвергнуты дефектовке. Орудия, имеющие удовлетворительное техническое состояние и достаточный ресурс, направлялись на хранение, где они находились до начала 1960-х годов.

Использование немецких 105-мм гаубиц в вооруженных силах других государств

Помимо Германии, орудия 10,5 cm стояли на вооружении еще в нескольких странах.

В конце 1930-х годов 105-мм гаубицы прошли боевое крещение в Испании. И до второй половины 1950-х в этой стране имелось некоторое количество le.F.H.18. Еще до нападения на СССР такие гаубицы были поставлены Венгрии. Словакия в 1944 году имела 53 гаубицы. Болгария к моменту объявления войны Германии располагала 166 105-мм орудиями le.F.H.18. Финляндия в 1944 году приобрела 53 гаубицы le.F.H.18М и 8 гаубиц le.F.H.18/40. Нейтральная Швеция купила 142 орудия le.F.H .18. Последние шведские гаубицы le.F.H.18 были списаны в 1982 году. 105-мм лёгкие гаубицы Германия также экспортировала в Китай и Португалию.

Северокорейские и китайские войска использовали заметное количество 105-мм гаубиц немецкого производства против войск ООН в Корее.

В 1960–1970-е годы португальская армия применяла 105-мм гаубицы против повстанцев в ходе вооруженных конфликтов в Анголе, Гвинее-Бисау и Мозамбике.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА105-мм гаубица le.F.H.18М в артиллерийском музее Хамеэнлинна, Финляндия
После окончания Второй мировой войны весьма удачные германские 105-мм гаубицы получили широкое распространение. Помимо вышеперечисленных стран они были приняты на вооружение в Албании, Польше, Франции, Чехословакии и Югославии.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККА105-мм гаубица le.F.H.18 в Музее войска польского. Варшава
В странах, которые впоследствии присоединились к Варшавскому договору, немецкие 105-мм гаубицы служили до второй половины 1950-х годов, после чего их заменили советскими артиллерийскими системами.

Достаточно долго трофейные 105-мм гаубицы эксплуатировались в Югославии. Первую батарею гаубиц le.F.H.18М бойцы 1-й Пролетарской дивизии захватили вначале 1943 года.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАГаубица le.F.H.18М, захваченная 1-й Пролетарской дивизией в начале 1943 года
Во второй половине 1944 года заметное количество le.F.H.18 югославы захватили в Далмации, а вскоре после окончания войны ещё 84 105-мм немецких гаубицы было получено от союзников.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАГаубица le.F.H.18, буксируемая советским тягачом Я-12. Белград, парад в честь Дня Победы, 1947 год
Первоначально командование югославской армии в перспективе рассчитывало перевооружиться советскими артсистемами дивизионного звена, и до 1948 года Югославия передала Албании 55 немецких гаубиц. Но после разрыва с СССР процесс снятия немецкой техники с вооружения застопорился. В 1951 году Югославия получила из Франции 100 гаубиц le.F.H.18/40 и 70000 снарядов. Поставленные из Франции орудия отличались от немецкого оригинала колесами довоенного французского образца.

Более того, в Югославии на основе le.F.H.18 в 1951 году создали собственную 105-мм гаубицу, приспособив её для стрельбы 105-мм снарядами американского образца. Производство этого орудия, известного как М-56, началось в 1956 году. Гаубицы М-56 поставлялись в Гватемалу, Индонезию, Ирак, Мексику, Мьянму и Сальвадор.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАБатарея 105-мм гаубиц М-56 на огневой позиции
Гаубицы М-56 активно использовались противоборствующими сторонами во время гражданской войны 1992–1996 годов. В ряде случаев они играли ключевую роль в ходе боевых действий. Например, при обстреле хорватского города Дубровника в 1991 году и во время осады Сараева в 1992–1996 годах.

С учётом того, что по состоянию на 31 декабря 1960 года в Югославии имелось 216 работоспособных немецких гаубиц, а снаряды к ним заканчивались, было принято решение об их модернизации, путем наложения ствола М-56 на лафет le.F.H.18. Модернизированные югославские гаубицы получили обозначение М18/61.

В ходе гражданской войны, начавшейся после распада Югославии, орудия М18/61 применялись всеми враждующими сторонами. В 1996 году в соответствии с региональным соглашением о сокращении вооружений сербская армия списала 61 гаубицу М18/61. В армии Боснии и Герцеговины осталось четыре таких орудия, которые списали только в 2007 году.

Одним из крупнейших эксплуатантов германских 105-мм гаубиц в первые послевоенные годы являлась Чехословакия, которой досталось около 300 орудий le.F.H.18 различных модификаций.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАГаубица 105 mm H vz.18/49
Первоначально они эксплуатировались в первозданном виде. Но в начале 1950-х годов значительную часть орудий модернизировали. При этом артиллерийскую часть le.F.H.18/40 поставили на лафет советской 122-мм гаубицы М-30. Такое орудие получило обозначение 105 mm H vz.18/49.

Впрочем, к началу 1960-х годов большую часть «гибридных» 105-мм гаубиц чехи продали в Сирию, где они использовались в арабо-израильских войнах.

Трофейные немецкие 105-мм гаубицы на службе в РККАГаубица 105 mm H vz.18/49, доставленная из Сирии, в экспозиции парка «Патриот»
Активная эксплуатация 105-мм советско-германских «гибридов» чехословацкого производства в сирийской армии продолжалась до середины 1970-х. После чего уцелевшие орудия отправили на базы хранения и использовали в учебных целях.

Во время гражданской войны в САР сирийским боевикам удалось захватить базы хранения артиллерийского вооружения, где (помимо других образцов) имелись гаубицы 105 mm H vz.18/49. Несколько таких орудий использовались в боевых действиях.

И одна 105-мм гаубица была представлена в парке «Патриот» в экспозиции, посвящённой локальному конфликту в Сирийской Арабской Республике.

Продолжение следует…

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий