Скорость и напор: первые скоростные танки в бою

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Танк Mk А «Цезарь II» в танковом музее в Бовингтоне. Тоже по-своему геройский танк, но всё-таки не такой прославленный, как «Музыкальная шкатулка»

Первые английские танки были всё же довольно медленны. Было очевидно, что им нужен более быстроходный танк. И такой танк вскоре появился!

«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.»
(Откровение Иоанна Богослова 6:3,4)
Танки мира. Англичане заметили, что танки Mk IV в бою под Камбре оказались слишком быстроходными для сопровождавшей их пехоты, но недостаточно быстрыми для взаимодействия с конницей. Для этого нужен был другой танк. Вот тут-то и оказалось, что именно такой танк у них уже есть. Танк «Уиппет» («Борзая») или Mk A был готов уже в декабре 1916 года, успешно прошёл все испытания в феврале 1917 года, затем в июне был выдан заказ 200 машин, а уже в марте первые танки были готовы. Понятно, что в армию они попали не сразу. Потом какое-то время потребовалось на то, чтобы подготовить их экипажи, словом, чтобы накопить определённое количество полностью боеготовых машин, требовалось время.

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
До нас дошли интересные карандашные рисунки танка «Уиппет», сделанные во время его испытаний. Имперский музей войны, Лондон
Танк имел много новшеств. Во-первых, у него был не один, а два двигателя, каждый их которых приводил в движение свою гусеницу. Управление осуществлялось обычным автомобильным рулём за счёт изменения скорости вращения одной гусеницы по отношению к другой. Но для крутых поворотов можно было использовать механизм торможения. Правда, подвеска была по-прежнему жёсткой, надёжность гусеничных цепей невелика, что ограничивало тактическую подвижность танка. Зато его скорость составляла 12 км/ч при толщине брони 12 мм. Из-за принципиально иной формы гусениц «Уиппет» не мог преодолевать противотанковые рвы, но такая задача этим танкам теперь уже и не ставилась. Первыми в атаку должны были идти танки Mk IV с фашинами на крышах. Они должны были завалить рвы, после чего «Уиппеты» получали возможность вырваться вперёд и выйти в тыл противника.

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Ещё один рисунок этой серии. Имперский музей войны, Лондон
Интересно, что изначально танк должен был иметь вращающуюся башню с одним пулемётом. Но почему-то не удалось создать такую башню достаточно совершенной, от бронеавтомобилей башню тоже ставить на танк по какой-то причине не стали. А так как машина требовалась срочно, вместо башни поставили рубку на трёх человек, которую вооружили тремя пулемётами «Гочкис», которые имели обстрел в 360 градусов. Считается, что конструкция танка была примитивной, однако он неплохо справлялся с поставленными перед ним задачами. Пожалуй, лучшим примером эффективной «работы» танков «Уиппет» может считаться рейд английского танка этого типа под названием «Музыкальный ящик» (дословный перевод или же «Музыкальная шкатулка» – вариант литературного перевода).

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Таким должен был стать Мк А изначально, но не стал!
В бой он пошёл 8 августа 1918 года в первый же день знаменитой битвы под Амьеном, получившей название «Чёрного дня германской армии». В течение 10 часов этот танк находился в тылу германских войск и нанёс им существенный урон в живой силе, не говоря уже о посеянной им панике. Танк этот числился в роте Б 6-го танкового батальона. Командовал танком лейтенант Арнольд, кроме которого в экипаж входили ещё два танкиста: рядовые Риббанс (стрелок) и Карни (водитель).

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
А это уже фотография серийной машины
Теперь давайте познакомимся с историей танка «Музыкальная шкатулка». Началась она утром 8 августа 1918 года в 4:20 утра – час «Х», когда британские войска, танки и пехота направились в сторону местечка Виллерс-Бретонне. По воспоминаниям лейтенанта Арнольда, его танк пересёк железную дорогу и прошёл через линии австралийской пехоты, двигавшейся под прикрытием тяжёлых танков Mk V.

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Модели танков времён Первой мировой войны раньше не были популярны так, как теперь. Зато сегодня их выпускает множество фирм в самых разных масштабах. А некоторые собирают их и раскрашивают на заказ. Сегодня мы как раз и рассмотрим модель танка «Уиппет», изготовленной студией D63. Как видите, на фото модель смотрится весьма впечатляюще, именно так, как и следует делать модели бронетанковой техники. На ней видны следы эксплуатации, грязь и копоть – словом, это маленькая художественная «картинка». Вот только, на мой взгляд моделиста, колючая проволока немного не в масштабе…
Но вскоре Арнольд на своём танке оказался один. Дело в том, что прямо перед британскими машинами оказалась батарея германских полевых орудий, открывшая по танкам губительный огонь. Правда, этих орудий было всего четыре, но так как скорострельность их была весьма высока, снаряды они посылали один за другим и с такой высокой точностью, что оба танка Мк V, шедшие рядом с танком Арнольда, были подбиты. Но Арнольд не растерялся, резко повернул влево, развил максимальную скорость и пошёл на батарею, двигаясь по диагонали, чтобы стрелять по ней сразу из двух пулемётов. Расстояние до неё было около 600 ярдов, но, видимо, немцы не имели опыта стрельбы по столь быстро двигающейся цели, поэтому в танк его они так и не попали. А тем временем «Музыкальный ящик» добрался до группы деревьев и, встав за ними, стал неуязвим для огня этой злосчастной батареи. Затем он обогнул её с фланга и атаковал с тыла.

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Танк Мк А проходит по улице английского города
Похоже, ему удалось застать немцев врасплох, потому что развернуть орудия они так и не успели. Не успели они и попрятаться, когда английский танк появился у них в тылу, Риббанс и Арнольд расстреляли их из своих пулемётов. Уничтожив батарею, танк Арнольда двинулся дальше, а австралийская пехота пошла вперёд и заняла позицию в 400 ярдах перед расстрелянной батареей. Можно, наверное, было и дальше пройти, но что-то им, видно, помешало. Главное, что больше по пехоте никто уже не стрелял.

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Особенностью танка была его раскраска – крупные красно-белые кокарды для опознавания с земли и с воздуха, и прихотливых очертаний боевая рубка. Командир – он же стрелок, находился в выступе спереди, а вот механик-водитель – справа от него, и командир всегда мог стукнуть его рукой по плечу и указать направление движения. Над местом командира был предусмотрен люк. Третий член экипажа – стрелок, обслуживал сразу два пулемёта – слева и справа по очереди. Модель танка Уиппет изготовлена студией D63
Арнольд вышел из танка и обратился к австралийскому лейтенанту, мол, не хочет ли он ещё какой-нибудь помощи? Но на войне как на войне, и как раз в момент этого разговора шальная пуля поразила австралийца в плечо. Арнольд поскорее забрался обратно в танк и двинулся дальше в сторону германских позиций. В узкой лощине на его карте был отмечен склад боеприпасов (видимо, постаралась воздушная разведка), и там действительно было много ящиков и людей. Он и стрелок открыли по ним огонь, а затем остановились на краю лощины, и Риббанс пошёл считать убитых и насчитал их около 60 человек!

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Надгусеничных полок танк не имел. Их заменяли брезентовые растяжки, но трудно сказать, насколько они были полезными. Модель танка Уиппет изготовлена студией D63
Затем впереди оказалась ещё одна германская траншея, и танк Арнольда двинулся вдоль неё, ведя огонь с расстояния от 200 до 600 ярдов. Отметив в журнале боевых действий, что противник понёс потери, командир танка решил идти дальше.

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Сопоставление размеров: английский танк Mk IV слева и Mk А справа
Он заметил, что английский кавалерийский патруль уходит, то есть дальше были одни только немцы, но решил продолжать движение. При этом его танк всё время обстреливали из винтовок, пули по броне щёлкали как град, однако её не пробивали. Но вот что оказалось плохо: кому-то в голову пришло навесить на танк канистры с бензином. Про запас. Как будто бы этот человек не понимал, что в бою их конечно же пробьют пули, и бензин станет из канистр вытекать. Так и случилось. Бензин из пробитых канистр потёк, начал испаряться и… это сделало пребывание в танке просто отвратительным. Пришлось танкистам надевать противогазы, патроны которых имели срок действия около 10 часов.

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Одним из достоинств танка «Уиппет» была задняя дверь, спасшая немало жизней!
Как бы там ни было, но даже в противогазах танкисты Арнольда горели желанием продолжать бой и поехали дальше. Тут они увидели большой аэродром со стоявшими на нём автомобилями и начали по ним стрелять, а затем заметили в небе аэростат, в корзине которого находилось два наблюдателя. Тогда англичане его обстреляли. Тот сдулся, корзина с наблюдателями упала на землю с большой высоты и, конечно же, оба они разбились. Лишив таким образом германцев воздушной разведки, «Музыкальная шкатулка» продолжила движение…

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Танк имел четыре шаровые установки, но три пулемёта, один из которых при необходимости можно было вставить в установку задней двери. Некоторые задают вопрос: можно ли было одновременно вести огонь из двух пулемётов одновременно? Благодаря особой форме рубки – можно. И лейтенант Арнольд не раз пишет в своих мемуарах, что такой огонь он и его стрелок вели то и дело. Кстати, деревянные детали между гусениц – это съёмные грунтозацепы на траки для повышения проходимости. Модель танка Уиппет изготовлена студией D63
Рядом была дорога, и по ней двигался грузовик, который танк расстрелял. Затем показалась железная дорога, и на ней был состав, в который грузилась германская пехота. Танк подошёл к нему на расстояние от 400 до 500 ярдов и начал стрелять, причинив значительный урон. Началась паника, солдаты побежали прятаться в полях. Между тем английский танк продолжал движение, периодически открывая огонь по отступавшим германским войскам, а также по автомобилям и конному транспорту, двигавшемуся по шоссе.

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Пулемёт «Гочкис» очень хорошо себя зарекомендовал именно как танковый!
Здесь было много войск, поэтому танк подвергся жесточайшему обстрелу. Немцам удалось повредить шаровую установку одного из пулемётов. Но надо отметить, что для девятичасового нахождения под огнём противника такое повреждение нельзя было считать сколько-нибудь серьёзным. Но лейтенант явно забыл, что судьбу слишком уж долго испытывать не надо – бензин, который тёк из пробитых канистр, наконец-то загорелся. Водитель Карни попробовал развернуть горевший танк против ветра, однако тут в него один за другим попали сразу два германских снаряда.

Хорошо, что боевое отделение танка находилось в корме, и наружу из него вела довольно большая дверь. Сначала из танка выбрались Карни и Риббанс, но сразу же рухнули на землю, а Арнольду пришлось оттаскивать их подальше от танка, потому что ручеёк горящего бензина заструился в их сторону. К счастью, свежий воздух оказал на них живительное воздействие, и они смогли встать и побежали подальше от танка, но как раз в эту минуту Карни получил смертельную пулю в живот.

Тут к танкистам стали подбегать немцы с винтовками с примкнутыми штыками. Арнольд схватился с одним из них и получил рану в предплечье. Затем его ударили прикладом по голове, и он упал, а собравшиеся вокруг него германские солдаты, как вспоминал потом Арнольд:

«все, кто мог до меня добраться, старались нанести мне удары.»
Но всё-таки никто его штыком не приколол, и за это надо было отдать им должное. К тому же его одежда, пропитанная бензином, на нём ещё тлела, так что эти удары оказались даже полезными, так как окончательно сбили с него огонь.

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Лейтенант Арнольд в немецком плену. Неплохо он там выглядел, не правда ли?
Арнольда повели мимо полевой кухни, и тут он знаками показал, что хочет есть. Да и неудивительно, ведь он не ел уже 10 часов. На допросе у старшего офицера Арнольд отвечал:

« – Я не знаю.
– Вы имеете в виду, что не знаете, или мне не скажете?
– Как хотите, так и понимайте!»
За это офицер ударил его в лицо и ушёл. Однако тут Арнольда накормили, перевязали полученные раны и опять стали допрашивать – он опять ничего не сказал, тогда его на пять дней заперли в комнате без окна, а давали лишь немного хлеба с супом. Арнольд заявил, что сообщит о том, как его допрашивал офицер, старшим по званию – почему-то эта угроза произвела на немца поистине ужасное впечатление. Тот сразу перестал его мучить и отправил в лагерь для военнопленных, где он встретил своего брата, который попал в плен раньше Арнольда, а затем, уже в январе 1919 года, в лагере для репатриантов – оставшегося в живых стрелка Риббанса.

Уже после войны подсчитали, что «Музыкальная шкатулка» находилась в боевой обстановке с 4:20 часов утра и до 15:30 часов по полудни. Ну а что касается потерь, которые этот танк нанёс неприятелю, то оказалось, что их могла бы нанести «бошам» целая пехотная бригада… потеряв до половины своего личного состава!

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
Орден «За выдающиеся заслуги»
Лейтенант Арнольд по возвращении в Англию в 1919 году был награждён орденом «За выдающиеся заслуги». Причём обычно чтобы его получить, надо было иметь чин от майора и выше. Младшим офицерам его давали лишь в самых исключительных случаях. На этот раз это и был именно такой случай!

Скорость и напор: первые скоростные танки в бою
После окончания войны кому только англичане не передавали и не продавали свои танки, начиная от наших белогвардейцев и заканчивая заокеанскими японцами. На этом фото танк Mk А, например, принадлежит именно им!
Использованная литература: «Боевые танки – рассказ о Королевском танковом корпусе в действии 1916—1919», публикация 1929 года под редакцией Г. Мюррея Уилсона.

P.S. Автор и администрация сайта благодарят студию D63 за разрешение использовать фотографии изготовленной ими модели танка «Уиппет».

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий