Результаты производства БТР-82А(М)

Результаты производства БТР-82А(М)
Рекламное изображение БТР-82А

Продолжаются серийное производство новых бронетранспортеров БТР-82А и модернизация наличных БТР-80 до состояния БТР-82АМ. Согласно последним новостям, в этом году вооруженные силы получат еще несколько сотен единиц подобной техники. Любопытно, что в результате этих процессов БТР-82А(М) уже стал самой массовой машиной своего класса в российской армии.

Прошлые успехи

Бронетранспортер БТР-82А(М) был официально принят на вооружение в 2013 г. хотя поставки в войска осуществлялись и ранее. Выпуск новых бронемашин типа БТР-82А был освоен Арзамасским машиностроительным заводом. Кроме того, на ремонтных предприятиях осуществляется капитальный ремонт существующих БТР-80 с модернизацией по проекту БТР-82АМ. Производство и модернизация техники достаточно быстро набрали необходимые темпы и продолжаются до сих пор.

Согласно справочнику The Military Balance 2020, к началу прошлого года в сухопутных войсках имелась 1 тыс. бронетранспортеров БТР-82А(М). Еще 661 машину этих типов авторы справочника насчитали в береговых войсках. В ВДВ числилось всего 20 современных бронетранспортеров. Одновременно с этим в армии присутствовало 1500 более старых БТР-80, а в береговых войсках оставалось 100 таких машин. Основу парка бронетранспортеров ВДВ составляли специализированные БТР-Д и БТР-МДМ – суммарно более 780 ед.

Таким образом, всего за несколько лет армия и промышленность провели весьма крупную программу массового обновления бронетехники. Численность бронетранспортеров новых моделей и модификаций постепенно приближалась к количеству старых машин, что позволяло более полно реализовывать качественные преимущества современных образцов.

Результаты производства БТР-82А(М)
БТР-80 — более не самый массовый бронетранспортер российской армии
Необходимо отметить, что основной вклад в подобное обновление парка бронетехники делает модернизация наличных машин. Она дешевле и проще строительства БТР-82А с нуля, но позволяет получить те же результаты. В разные годы на модернизированные БТР-82АМ приходилось не менее 50-60 проц. от общего выпуска подобной техники.

Прошлогодние показатели

Производственные планы на 2020 г. были раскрыты весной прошлого года. Тогда министерство обороны сообщило, что до конца года в части поступит не менее 460 бронетранспортеров двух типов. БТР-82А новой постройки ожидались в количестве 130 ед.

Те или иные сообщения о поставке БТР-82А(М) в части появлялись с начала прошлого года. Последние поставки в количестве более 100 ед. имели место уже в декабре. Из доступных сообщений следует, что планы по выпуску 460 бронемашин были успешно выполнены. В результате этого некоторое количество частей разных родов войск получило на вооружение улучшенную технику, а другие впервые начали эксплуатацию колесных бронетранспортеров.

По результатам прошлогодних поставок общее количество БТР-82А(М) в войсках должно было выйти на уровень 2140—2150 ед. В 2020 г. планировались ремонт и перестройка как минимум 330 БТР-80 из строевых частей. Это означает, что численность такой техники в исходной конфигурации могла снизиться до 1300 ед. или менее. Впрочем, в современные БТР-82АМ могут перестраивать бронемашины с хранения, что позволит не сокращать активный парк БТР-80 и совмещать количественный рост с качественным обновлением.

Результаты производства БТР-82А(М)
Один из бронетранспортеров БТР-82А воздушно-десантных войск

Планы на будущее

22 февраля Минобороны раскрыло планы по перевооружению сухопутных войск на этот год. Будут закупаться сотни боевых бронированных машин разных классов. Самыми массовыми станут бронетранспортеры последних моделей – порядка 300 ед. Через несколько дней новость о закупках бронетранспортеров повторили, но без особых подробностей. В частности, не указаны доли полностью новой и обновленной техники.

Ожидаемое выполнение заказов на этот год приведет к понятным результатам. Общая численность современных БТР-82А(М) превысит 2400 ед., а количество более старых БТР-80 может вновь сократиться. К концу года в частях может остаться менее 1 тыс. таких бронетранспортеров.

По всей видимости, в следующем 2022 г. производство и модернизация бронетехники будут продолжаться. Объемы будущих заказов неизвестны и, возможно, пока не определены, поскольку должны определяться с учетом результата предыдущих работ. При этом ясно, к каким последствиям приведет продолжение текущей программы перевооружения.

Сохранить и нарастить

Проект БТР-82АМ предлагает перестройку имеющейся бронемашины БТР-80 по новому проекту с получением ряда важных возможностей. При использовании техники из строевых частей происходит постепенная замена БТР-80 новыми БТР-82АМ с сохранением общей численности – и улучшением состояния парка, а также с ростом боевых возможностей.

Результаты производства БТР-82А(М)
Строительство БТР-82А осуществляется с нуля. Отличаясь большей сложностью и стоимостью, оно позволяет наращивать общее количество бронетранспортеров в войсках. Такие возможности используются для оснащения вновь создаваемых формирований или для перевооружения уже существующих.

К примеру, в ноябре 2020 г. вновь сформированный мотострелковый полк 127-й мотострелковой дивизии получил три десятка новых бронетранспортеров. Позже, в декабре завершилось переоснащение трех батальонов 205-й отдельной мотострелковой бригады. Ранее они использовали машины МТ-ЛБ, а теперь осваивают современные БТР-82. Без производства БТР-82А(М) подобные процессы были бы, как минимум, затруднены и имели бы ограниченные результаты.

Получаемые преимущества

Проект БТР-82А(М) предлагает глубокую модернизацию существующего бронетранспортера БТР-80 с заменой ряда ключевых агрегатов. За счет этого достигаются значительные преимущества перед базовой машиной во всех основных характеристиках. Впрочем, БТР-82А(М) заметно уступает перспективным образцам, готовящимся к принятию на вооружение.

В ходе модернизации приняты меры по увеличению ресурса конструкции. Рост массы компенсируется установкой нового двигателя КАМАЗ-740.14‑300 мощностью 300 л.с. Эти же меры позволяют повысить подвижность и проходимость.

Результаты производства БТР-82А(М)
БТР-82АМ на патрулировании
Большое внимание уделено вопросам защиты. На броне внутри обитаемых отсеков появился новый противоосколочный подбой, призванный дополнить листы корпуса. Предусмотрено усиление противоминной защиты. Кроме того, используются сиденья экипажа и десанта с энергопоглощающим подвесом. Внедрен кондиционер, улучшающий условия работы.

БТР-82А(М) получает башенную пушечно-пулеметную установку с 30-мм пушкой 2А72 и пулеметом ПКТМ. Установка имеет двухплоскостной стабилизатор и комбинированный (дневной-ночной) прицел ТКН-4ГА. Подобный комплекс вооружений позволяет получить высокую огневую мощь, повышенную точность и возможность эффективной стрельбы в любое время суток.

Количество и качество

Таким образом, проект БТР-82А(М) позволяет обойтись без производства принципиально новой техники, сэкономив время и ресурсы, но при этом получить заметный прирост основных характеристик и возможностей. Кроме того, отпадает необходимость в длительной и сложной переподготовке экипажей, а также упрощаются процессы эксплуатации.

Подобный подход реализуется в течение нескольких последних лет и уже дал заметные результаты. Общее количество БТР-82А(М) постепенно приблизилось к числу БТР-80, а затем и превысило его. Ожидается, что модернизация парка бронетехники будет продолжаться, в т.ч. с обновлением старых бронетранспортеров по современному проекту. Весьма вероятно, что через несколько лет это позволит полностью отказаться от устаревающих БТР-80 и в полной мере использовать потенциал современного проекта БТР-82А(М).

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий