Ракеты «Гарпун» возвращаются на американские субмарины спустя четверть века

Ракеты «Гарпун» возвращаются на американские субмарины спустя четверть века
Противокорабельная ракета «Гарпун» была разработана в США в разгар холодной войны. Всепогодный боеприпас поступил на вооружение в 1977 году и с тех пор достаточно активно производился и неоднократно модернизировался. Ракета по-прежнему остаётся на вооружении ВМС и ВВС США.

Правда, интерес к данному оружию после окончания холодной войны и развала СССР снизился. В ВМС использование данных ракет теряло свой смысл, так как американские военно-морские силы на долгие годы остались без реального противника на море. На фоне отсутствия адекватных вызовов и вражеского флота, который нужно было бы топить в случае конфликта, важность противокорабельных ракет Harpoon снижалась.

По этой причине данные ракеты были на десятилетия сняты с вооружения американских подводных лодок. Более того, американские эсминцы также часто выходили в море без противокорабельных ракет «Гарпун» на борту. Однако теперь ситуация меняется. Как сообщает в феврале 2021 года американское издание Popular Mechanics, ракета Harpoon снова возвращается на подводные лодки ВМС США после 25-летнего перерыва.

Кого будут гарпунить?

Очевидно, что причиной возвращения противокорабельных ракет на борт американских подводных лодок является тот факт, что подобное вооружение вновь становится актуальным. У ВМС США снова появился реальный противник на море. Но теперь это уже не Россия, а Китай.

В конце 2020 года китайский флот обошёл американский по количеству боевых кораблей. Пока что ВМС США по-прежнему удерживают пальму первенства по водоизмещению. Но и по этому показателю флот КНР в скором времени сможет обойти американский, особенно учитывая сумасшедшие темпы строительства крупных боевых кораблей в Поднебесной.

Ракеты «Гарпун» возвращаются на американские субмарины спустя четверть века
Корвет проекта Type-056 военно-морского флота КНР
В последнее время Китай строит фрегаты и корветы буквально десятками в год. Важно и то, что китайский флот и промышленность освоили производство авианосцев, являющихся на сегодняшний день наиболее крупными боевыми кораблями. При этом ВМС НОАК ранее и так уже занимали первое место в мире по количеству находящихся на вооружении фрегатов, дизельных подводных лодок, ракетных и сторожевых катеров, а также десантных кораблей (уступающих американским по общему тоннажу и вместимости).

По данным сборника Military Balance 2020, в составе китайского флота насчитывается 52 фрегата, 28 крейсеров и эсминцев, 43 корвета проектов Type-056 и Type-056A. При этом, согласно данным из других открытых источников, только корветов двух данных типов в КНР было спущено на воду 71 единица, из которых на службе может находиться более 50 кораблей. Таким образом, для американских ПКР Harpoon действительно появляются многочисленные потенциальные надводные цели.

Цена возвращения «Гарпуна»

Разработанная десятки лет назад ракета «Гарпун» становится для американского флота «новым» вариантом противостояния растущему китайскому флоту. В целом, усилия по возвращению ПКР Harpoon на борт американских субмарин вписываются в целый ряд программ, которые уже реализуются Пентагоном в рамках различных вариантов сдерживания растущих возможностей флотов Китая и России.

Точная стоимость возвращения ракет на вооружение подводных лодок, равно как и общее количество закупаемых ракет, пока не известны. В то же время первый контракт уже заключён. В конце января 2021 года ВМС США подписали с компанией Boeing контракт на общую сумму 10,9 млн $. В рамках заключённого контракта предполагается оснащение атомных многоцелевых субмарин типа «Лос-Анджелес» новыми ракетами «Гарпун» уже в 2021 финансовом году.

Ракеты «Гарпун» возвращаются на американские субмарины спустя четверть века
Погрузка учебной ПКР «Гарпун» на борт атомной подводной лодки USS Asheville (SSN-758)
Заключённый контракт последовал вслед за успешными испытательными пусками противокорабельной ракеты Harpoon по кораблю-цели с борта многоцелевой атомной подводной лодки USS Olympia во время учений RIMPAC-2018 у побережья Гавайев. Это стало первым пуском ПКР «Гарпун» с борта американской подводной лодки начиная с 1997 года, когда они были сняты с вооружения.

По данным американского журнала Seapower, речь в последнем контракте идёт о ремонте как минимум 20 ракет «Гарпун» для подводных лодок ВМС США. Размещение ракет UGM-84A Harpoon Block 1C планируется осуществлять на подводных лодках типа «Лос-Анджелес». Данные ракеты предназначены для стрельбы через торпедные аппараты лодок. На вооружении американского флота по-прежнему остаётся 32 субмарины данного типа, что делает их наиболее многочисленными. При этом лодки не относятся к наиболее совершенным американским субмаринам, так как строились с 1972 по 1996 год.

Для сравнения в американской прессе также приводится стоимость контракта, заключённого в 2019 году Командованием военно-воздушных систем ВМС, которое занимается материально-техническим обеспечением и поддержкой морской авиации флота. Командование производило ремонт и модернизацию имеющихся ПКР «Гарпун» воздушного базирования в 2018 и 2019 годах. В 2019 году с компанией Boeing был заключён контракт на сумму 16 млн $ на модернизацию очередных 79 ракет Harpoon Block IC для военно-морской авиации.

Стоит отметить, что RIMPAC-2018 стали морскими учениями, на которых достаточно широко использовались ракеты «Гарпун», история которых насчитывает уже более 40 лет. Помимо пуска с борта подводной лодки, осуществлялись запуски ракет с борта противолодочного самолёта P-8 Poseidon Королевских ВВС Австралии и с борта фрегата ВМС Сингапура. Всего во время учений было выпущено в общей сложности шесть «Гарпунов».

Ракеты «Гарпун» возвращаются на американские субмарины спустя четверть века
Запуск ПКР «Гарпун» с борта корабля ВМС США
В компании Boeing, которая является разработчиком и производителем данных загоризонтных противокорабельных ракет, особо подчёркивают тот факт, что флот обладает большими запасами ракет Harpoon Block IC, которые могут быть модернизированы и обновлены. По словам директора подразделения разработки крылатых ракет компании Boeing Салли Зайберт, имеющиеся ракеты могут быть отремонтированы и повторно интегрированы в состав флота в более короткие сроки и с меньшими финансовыми затратами по сравнению с приобретением новых ракет. В «Боинге» сегодня готовы работать в этом направлении.

Возможности противокорабельных ракет Harpoon

Harpoon – это американская противокорабельная крылатая ракета, ставшая одной из самых распространённых в мире. Ракета активно разрабатывалась с начала 1970-х годов инженерами компании McDonnell Douglas, которая в 1997 году объединилась с компанией Boeing в Boeing Company, ставшую крупнейшей аэрокосмической корпорацией в мире.

Ракета «Гарпун» оснащается турбореактивным двигателем и обладает дозвуковой скоростью полёта. Крылатая ракета является загоризотной и всепогодной, дальность её полёта составляет более 66 миль и, по всей видимости, находится (в зависимости от версий) в диапазоне от 120 до 280 км. Максимальная скорость полёта ракеты – не более 850 км/ч.

Изначально ракета Harpoon разрабатывалась исключительно в интересах ВМС, но со временем ракета была адаптирована и под авиационное базирование. Развёртывание первых серийных ракет произошло в 1977 году, в 1983 году ракеты были адаптированы для использования с борта бомбардировщика B-52H. В общей сложности компанией Boeing было произведено примерно 7 500 противокорабельных ракет Harpoon всех модификаций, которые находятся на вооружении более 30 различных государств.

Ракеты «Гарпун» возвращаются на американские субмарины спустя четверть века
Запуск ПКР «Гарпун» с борта подводной лодки
«Гарпун» осуществляет полёт на небольших высотах, скользя над морской поверхностью. Перед атакой цели ракета летит на высоте всего 2-5 метров, что затрудняет её обнаружение РЛС противника. Ракета обладает активным радиолокационным наведением на цель. Все «Гарпуны» оснащались проникающей осколочно-фугасной боевой частью весом 221 кг, при этом масса всей ракеты составляет 691 кг. Изначально разработчиками было реализовано два варианта атаки надводных целей: в обычном горизонтальном полёте; с выполнением горки перед целью и атакой корабля противника с пикирования.

ПКР «Гарпун» была спроектирована и построена по нормальной аэродинамической схеме, ракета обладает модульной конструкцией и унифицированным корпусом, крестообразным складывающимся крылом и четырьмя рулями. Крыло противокорабельной ракеты трапециевидное с большой стреловидностью по передней кромке.

Ракета производится в трёх основных вариантах исполнения: авиационного базирования AGM-84; корабельного или берегового базирования RGM-84; вариант для запуска с борта подводных лодок UGM-84. Варианты ПКР RGM-84 и UGM-84 дополнительно комплектуются твердотопливными ракетными ускорителями. При этом ракета подводного базирования помещается в специальный контейнер, который позволяет осуществлять запуск с борта субмарины через торпедные аппараты.

В настоящее время компания Boeing активно продвигает вариант ракеты Harpoon Block II Plus с новой инерциальной навигационной системой с GPS-приёмником и возможностью подключения к широкополосным каналам передачи данных, что позволяет обновлять целеуказание в процессе полёта. По заверениям разработчиков, у новых версий ракеты возможности наведения на цель увеличиваются сразу в 7 раз по сравнению со старыми вариантами Block IC, не проходившими модернизацию.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий