Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
Опытный RAH-66 в полете

В начале 1996 г. свой первый полет совершил опытный разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche, разработанный компаниями Boeing и Sikorsky. Испытания продолжались несколько лет, и в 2004 г. Пентагон принял решение о закрытии проекта. Получившийся вертолет не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям, а также был слишком дорогим и чрезмерно сложным. Одной из причин высокой сложности проекта являлся ряд новых и смелых решений и технологий в разных областях.

Против радиолокаторов

К будущему RAH-66, разрабатывавшемуся в рамках программы Light Helicopter Experimental (LHX), предъявлялись особые требования по заметности. Разведывательно-ударная машина должна была буквально висеть над полем боя – с понятными рисками. Поэтому следовало одновременно уменьшить радиолокационную, инфракрасную и акустическую заметность.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
«Команч» и «Апач» в воздухе
Планер для RAH-66 проектировался с применением всех доступных технологий и наработок. Он получил характерную угловатую форму, образованную плоскими и изогнутыми панелями, а также скругленными гранями. Обшивку планера выполнили из композитов с минимальным коэффициентом отражения. Кроме того, использовалось специальное покрытие с функцией поглощения радиоволн.

Серьезной проблемой в контексте малозаметности стали несущий и рулевой винт. Втулку несущей системы закрыли композитными обтекателями, а лопасти построили с минимальным количеством металла и со всеми необходимыми покрытиями. Эти меры позволили резко сократить отражения от несущего винта, хотя и не исключили их. Рулевой винт получил композитные лопасти и был размещен в кольцевом канале. Это исключило его облучение с передних углов, а также сократило отражения сигнала сбоку.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
Очевидные преимущества малозаметности: вертолет найдет противника раньше, чем обнаружит себя
«Команч» отличался минимальным числом выступающих деталей. Так, носовая пушечная установка могла разворачиваться назад вдоль фюзеляжа и убирать ствол в закрытую нишу. Подвесное вооружение разместили на крыльях, убираемых в бортовые грузоотсеки фюзеляжа. Предусматривалась и открытая перевозка оружия с ростом нагрузки и с увеличением заметности.

Компании-разработчики сообщали, что все эти меры позволили довести заметность вертолета до возможного минимума. В зависимости от разных факторов, ЭПР вертолета RAH-66 была в 250-360 раз ниже, чем у строевого AH-64 Apache. Более того, вертолет по ЭПР сравнивали с ракетой AGM-114. Впрочем, точные цифры до сих пор не раскрывались.

Инфракрасная незаметность

Были приняты меры по сокращению заметности в инфракрасном диапазоне. Так, покрытие планера не только поглощало радиоволны, но и имело функции теплоизолятора. Это не позволяло теплу от внутренних агрегатов нагревать обшивку и демаскировать вертолет. Кроме того, пришлось создать оригинальную систему внутренних агрегатов, снижающую выбросы тепла наружу.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
Применение композитов в конструкции фюзеляжа
Вертолет RAH-66 оснащался двумя турбовальными двигателями LHTEC T800-LHT-801 мощностью по 1563 л.с. При максимальном взлетном весе 5,6 т это позволяло получить высокие летно-технические характеристики. Кроме того, достигались и иные преимущества. В частности, силовая установка вертолета Comanche производила меньше горячих газов, чем более мощные моторы Apache.

Горячие газы от двигателей поступали в специально разработанное охлаждающее устройство, помещенное в хвостовой балке. Они охлаждались за счет забираемого забортного воздуха и выбрасывались в заднюю полусферу. Применение такого охлаждения позволило более полно использовать внутренние объемы планера, а также исключить необходимость установки бортовых экранирующих выхлопных устройств.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
Выдвижная установка вооружений правого борта
За счет всех этих мер удалось в разы сократить тепловое излучение от вертолета и его выхлопа. По открытым данным, заметность в инфракрасном диапазоне сокращалась до 4 раз.

Снижение шума

Летящий вертолет производит шум, демаскирующий его на большой дистанции. Этот шум складывается из гула работающих турбовальных двигателей и звука воздушных винтов. В проекте RAH-66 были приняты меры по сокращению акустической заметности в полете.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
Выхлопной канал системы охлаждения газов
Вопросы шума решались за счет оптимизации конструкции воздушных винтов. Несущая система под названием Pentaflex получила оригинальную втулку и особую конструкцию лопасти. Их разработали с учетом улучшения аэродинамики, уменьшения различных вихрей и, следовательно, сокращения шума – без потерь в прочности. Также имелась возможность снижения оборотов винта для сокращения шума. Схожие идеи реализовали на рулевом винте.

Боевые возможности

По требованию заказчика, вертолет LHX / RAH-66 должен был решать несколько основных задач. Планировалось создать вертолет с возможностью оптической и радиотехнической разведки, а также способный наносить удары по наземным целям и поражать летательные аппараты. Все это потребовало использовать ряд новых решений.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
Лопасть несущего винта
RAH-66 получил принципиально новый прицельно-навигационный комплекс с развитыми вычислительными средствами, «стеклянной кабиной» и нашлемной системой индикации. Предусматривалась интеграция в перспективные сетецентрические контуры управления войсками. В перспективе вертолет мог получить РЛС с надвтулочной антенной.

Для поражения наземных целей планировалось использовать управляемые ракеты AGM-114 Hellfire, до 6 ед. на двух выдвижных установках. Также предлагалось использовать ракеты «воздух-воздух» AIM-92 Stinger – до 12 ед. При необходимости можно было комбинировать боеприпасы. Предполагалось расширение номенклатуры за счет других вооружений, в т.ч. иностранных. Были разработаны съемные внешние крылья с одной точкой подвеской на каждом, что позволяло увеличить боекомплект или добавить подвесные баки.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
Рулевой винт оригинальной конструкции

Цена прорыва

С точки зрения технических решений, технологий и т.д. проект Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche представлял и представляет большой интерес. Испытания показали, что вертолет вполне способен справляться с предполагаемыми задачами и показывать весьма высокие результаты – требовалось лишь завершить доводку.

Однако проект оказался слишком смелым и чрезмерно прогрессивным, что привело к ряду характерных проблем. В первую очередь, Пентагон и авиастроители столкнулись с затягиванием работ. Программу LHX запустили еще в 1982 г., а опытный RAH-66 подняли в воздух только в 1996-м. На исследовательские и проектные работы, а также на подготовку и строительство прототипа ушло почти 14 лет. Испытания и доводка продолжались до 2004 г., и за это время не удалось решить все поставленные задачи. Таким образом, начало эксплуатации сдвигалось, как минимум, на вторую половину двухтысячных годов.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
Варианты боевой нагрузки с дополнительными внешними плоскостями
Проект RAH-66 основывался на опыте разработки другой вертолетной техники, но предусматривал широкое использование совершенно новых идей и материалов. Часть новых технологий и агрегатов пришлось разрабатывать заново, на что требовались время и деньги. К моменту завершения работ на проект успели потратить ок. 7 млрд долл., а на серийное производство техники в желаемых количествах требовалось не менее 35-40 миллиардов.

Таким образом, программа LHX и ее результат в виде RAH-66, несмотря на все преимущества и передовые разработки, оказались слишком смелыми для своего времени и слишком дорогими. Продолжение проекта и немедленное использование новых технологий на практике посчитали нецелесообразным.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche
Шлем пилота RAH-66

Дорогой задел на будущее

Следует отметить, что наработки по проекту RAH-66, стоившие миллиарды долларов, похоже, не пропали впустую. Прямо сейчас в США идет программа Future Vertical Lift (FVL), целью которой является создание новых вертолетов разного назначения. В конструкции демонстрируемых образцов заметно влияние «Команча» – учитываются вопросы заметности, используются передовые разработки в области авионики и т.д.

Ожидается, что вертолеты программы FVL пойдут в серию на рубеже двадцатых-тридцатых годов и затем заменят сразу несколько образцов, состоящих на вооружении. Таким образом, провальный проект прошлого может повлиять на будущее. Конечно, если не возникнут новые затруднения, как это было в прошлом.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий