Проблема советской техники в странах НАТО

Проблема советской техники в странах НАТО
Латвийские бойцы с импортными винтовками. Латвия отказалась от советских автоматов в пользу европейских, а танки попросту списала. Фото US Army

Одним из основных факторов, определяющих высокую боеспособность НАТО как военной организации, является наличие единых стандартов вооружения, техники, связи, управления и т.д. Вступая в Альянс, страна должна реформировать и перевооружить свою армию, чтобы она могла эффективно взаимодействовать с союзниками. Однако подобные процессы сталкиваются с известными проблемами, и масса государств-членов НАТО вынуждена использовать материальную часть иных стандартов.

Отсутствующее единообразие

Проблема несовместимости материальной части появилась и стала актуальной на рубеже девяностых и двухтысячных годов. Тогда произошло т.н. 4-е расширение НАТО, в ходе которого в организацию впервые приняли страны бывшего социалистического блока и Организации Варшавского договора. В дальнейшем имели место еще четыре расширения, в результате которых в Альянс вошел ряд других восточноевропейских и балканских стран. В итоге к настоящему времени в НАТО вошли все участники ОВД, а также республики бывшей Югославии и СССР.

Проблема советской техники в странах НАТО
Бывший Т-72 армии ГДР в качестве мишени — еще один радикальный способ решения проблемы несовместимой техники. Фото Wikimedia Commons
Выходя из прежних союзов и вступая в НАТО, эти государства сохраняли армии, построенные по советским стандартам и оснащенные соответствующей техникой. В ходе подготовки к входу в Альянс, армии проходили частичную модернизацию, однако такие процессы обычно затрагивали контуры управления, уставы и т.д. Обновление материальной части имело ограниченный характер и растягивалось во времени.

Значительная часть новых членов уже успела перевооружить пехоту в соответствии со стандартами НАТО. Однако в других областях ситуация была более сложной. Большинство этих стран до сих пор вынуждены эксплуатировать бронетехнику советской или лицензионной сборки, по сути, не имея возможности заменить ее. Все это создает массу проблем организационного и эксплуатационного характера, а также накладывает ограничения на боеспособность армии.

Бронетанковое наследие

Рассмотрим ситуацию с несоответствием матчасти на примерах боевых бронированных машин – танков и БМП. В последние десятилетия своего существования СССР активно помогал будущим членам НАТО поставками машин БМП-½, Т-72 и т.д. Значительная часть такой техники до сих пор остается в строю без реальных перспектив к замене.

Проблема советской техники в странах НАТО
Армия Болгарии на учениях по линии НАТО. Натовская техника сочетается с советскими автоматами и пулеметами. Фото US Army
Согласно справочнику The Military Balance 2020, самым крупным эксплуатантом советских танков остается Польша. В линейных частях имеется до 130 танков Т-72А и Т-72М1. Более 250 переведено на хранение. Менее крупный парк сохраняет армия Болгарии – 90 ОБТ версий Т-72М1/М2. Венгрия продолжает эксплуатацию 44 ОБТ типа Т-72М1. Северная Македония эксплуатирует 31 танк Т-72А. Чешские сухопутные войска сохранили в строю 30 модернизированных Т-72М4 CZ, и еще до 90 машин находится на хранении. Словакия использует до 30 Т-72М.

Как и в случае с ОБТ, самый крупный парк БМП-1 в НАТО имеется у Польши – более 1250 ед. Почти 190 машин этого типа служит в Греции. Ок. 150 БМП-1 и более 90 БМП-2 сохранила Словакия. Чехия использует 120 БМП-2 и ок. 100 БМП-1, не считая десятки машин на хранении. Болгарская армия имеет 90 более старых БМП-1, а Северная Македония смогла получить и сохранить 10-11 БМП-2.

Проблема советской техники в странах НАТО
Танкисты Болгарии и США на совместных учениях, 2005 г. Фото US Army
С течением времени ситуация в целом не меняется. Большинство эксплуатантов вынуждено сохранять старую советскую технику в строю и не имеет возможности менять ее современными образцами, соответствующими стандартам НАТО. Исключением из этого является только Польша, сумевшая закупить большое количество немецких танков Leopard 2 и даже вывести их на первое место в своей армии.

Следует отметить, что подобные тенденции наблюдаются не только в области бронетехники. На вооружении новых членов НАТО сохраняются боевые самолеты и транспортные вертолеты, артиллерийские системы и т.д. советского или лицензионного производства.

Характерные проблемы

Продолжая эксплуатацию старых образцов оружия и техники, новые члены НАТО сталкиваются с серьезными проблемами. В первую очередь, это неполная совместимость с матчастью иностранных партнеров. К примеру, орудия танков и БМП советского и натовского производства используют разные боеприпасы, а унификация принципиально невозможна. Разные стандарты затрудняют организацию связи внутри подразделения и с вышестоящими звеньями.

Проблема советской техники в странах НАТО
Польские танкисты и их Т-72. Фото Минобороны Польши
Техника и вооружение советского производства отличаются значительным возрастом и нуждаются в регулярном обслуживании и восстановлении. Некоторые страны НАТО располагают необходимыми производственными мощностями, а также имеют запас агрегатов, что пока позволяет осуществлять подобные работы и поддерживать приемлемое состояние техники. Этому в некоторой мере способствуют ограниченные размеры парка техники.

Однако такие запасы не являются бесконечными. По мере их использования, армиям приходится искать поставщиков необходимой продукции. Широкий ряд изделий можно приобрести только у России, что является потенциальной угрозой для армии и национальной безопасности. В качестве поставщиков могут выступать другие страны, но это не решает всех проблем и нередко связано с трудностями.

Попытки решения

Страны НАТО не могут мириться с имеющимися проблемами по линии матчасти и пытаются принимать те или иные меры. Некоторые из них, не имея необходимых средств, попросту избавились от образцов старых стандартов, распродают их прямо сейчас или планируют такие меры.

Проблема советской техники в странах НАТО
Модернизированный Т-72М4 CZ чешской армии. Фото Минобороны Чехии
В других странах осуществляется модернизация техники. К примеру, Польша, Чехия и некоторые другие страны ранее предложили несколько проектов обновления ОБТ Т-72 с заменой средств связи, управления огнем и т.д. Это позволило продлить сроки службы, включить технику в стандартные контуры управления Альянса, а также немного повысить боевые качества. В теории, такие проекты можно выводить на международный рынок, помогая новым союзникам по сходной цене.

Удачным выходом из складывающейся ситуации является радикальная замена старых образцов новыми. Такое перевооружение успешно осуществляется в сфере стрелкового оружия, но в других областях имеют место серьезные затруднения. Так, лишь несколько стран НАТО могут производить и продавать танки, и их продукция не отличается дешевизной. Кроме того, не следует забывать про внутренние натовские «обычаи» и влияние политических процессов. В результате небольшие и небогатые страны не могут рассчитывать на современные импортные образцы.

Проблема советской техники в странах НАТО
Модернизированная БМП-1 армии Словакии. Фото Wikimedia Commons

Помощь союзника

США, являясь самой крупной, богатой и влиятельной страной НАТО, видят проблемы союзников и, по старой традиции, вынуждены помогать им. В 2018 г. была принята Европейская программа стимулирования рекапитализации (European Recapitalization Incentive Program или ERIP). Ее целью является финансовая и иная помощь странам Альянса с целью ускорения их перевооружения и отказа от советских образцов в пользу изделий американской промышленности.

К настоящему времени в ERIP участвует менее десятка европейских членов НАТО. Совместно с США эти страны составляют план закупок, определяя типы и количество заказываемой техники. Затем американская сторона частично оплачивает новый заказ и предоставляет другие льготы. Как сообщалось в прошлом году, вложив ок. 300 млн долл., США обеспечили свою промышленность заказами на 2,5 млрд долл.

Проблема советской техники в странах НАТО
Зенитная самоходка на основе БМП-1 греческой армии. Фото Wikimedia Commons
Любопытно, что программа ERIP пока не привела к кардинальному изменению ситуации. Количество ее участников все еще не слишком велико, а объемы и структура заказов оставляют желать лучшего. Причины этого просты: получая американскую помощь, страна все равно должна вкладывать деньги в свое перевооружение.

Очевидное будущее

Новые страны-члены НАТО стараются обновлять свои вооруженные силы и приводить их в соответствие с требованиями. Однако они сталкиваются с финансовыми трудностями, что серьезно ограничивает темпы и результаты перевооружения. Помощь со стороны более развитых стран Альянса оказывает влияние на эту ситуацию, но не может обеспечить принципиальный перелом.

По всей видимости, наблюдаемая ситуация в обозримом будущем не изменится. На вооружении стран НАТО останутся образцы советского производства, в исходной или модернизированной конфигурации. Это приведет к сохранению нынешних проблем и вызовов, которые по-прежнему будут оказывать негативное влияние на боеспособность отдельных стран и НАТО в целом. Можно ожидать те или иные небольшие положительные процессы, но кардинальные изменения не предвидятся.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий