Накануне модернизации. Тайвань будет строить подлодки

Накануне модернизации. Тайвань будет строить подлодки
Подлодка «Хай Лун» постройки Нидерландов. Фото Минобороны Тайваня

На протяжении нескольких десятилетий Китайская Республика безуспешно пыталась обновить свои подводные силы, столкнувшиеся с проблемой устаревания техники. Несколько лет назад было принято принципиальное решение строить новые подлодки самостоятельно. В соответствии с ним был построен новый кораблестроительный завод, которому предстоит решать вновь поставленные задачи.

Четыре единицы

В настоящее время в тайваньском флоте числится всего четыре дизель-электрические подлодки. Все они несут службу на военно-морской базе г. Гаосюн на юго-западном побережье острова. Строительство таких подводных сил началось в семидесятых годах, и наиболее старые подлодки до сих пор остаются в строю.

В 1973-74 гг. США в порядке помощи передали Тайваню две ДЭПЛ проекта Tench, построенные в годы Второй мировой войны. Корабли «Хай Ших» («Морской лев») и «Хай Пао» («Морской леопард») частично закрыли потребности ВМС, но их большой возраст приводил к массе ограничений. Активная эксплуатация двух лодок «Тенч» продолжалась до появления более новых кораблей.

В 1981 г. Китайская Республика заказала у Нидерландов две ДЭПЛ типа «Хай Лун» («Морской дракон»). Их разработали на основе голландского проекта Zwaardvis с внесением некоторых изменений. Закладка кораблей состоялась в 1982 и 1983 гг., а в 1986-м они почти одновременно были спущены на воду. В октябре 1987 г. в состав ВМС Тайваня включили головной корабль «Хай Лун», а через несколько месяцев подняли флаг на лодке «Хай Ху» («Морской тигр»).

Накануне модернизации. Тайвань будет строить подлодки
Лодка «Хай Ху» в порту. Фото Администрации президента Тайваня
Ввиду морального и физического устаревания «Морской лев» и «Морской леопард» непригодны к боевой службе и используются в качестве учебных кораблей. Более новые «драконы» продолжают службу и регулярно выходят в море. Несколько лет назад их модернизировали, заменив часть аппаратуры и обновив вооружение. Теперь две ДЭПЛ несут не только 533-мм торпеды, но и ракеты Harpoon.

Проблема замены

Вскоре после получения подлодок нидерландской постройки ВМС Тайваня озаботилось вопросом дальнейшего обновления подводных сил. Сначала планировалось купить новые корабли у основного партнера, США. Однако американская сторона отказала в такой сделке. В соответствии с Законом о сотрудничестве с Китайской Республикой, США не могли продавать ей наступательные вооружения, к которым, среди прочего, относились и подводные лодки.

Начались поиски альтернативных поставщиков. Рассматривалась покупка техники у разных стран. Также оценили возможность приобретения лицензии для самостоятельного строительства подлодок. Такие поиски продолжались несколько лет и не дали никаких результатов по причинам организационного и экономического характера.

В 2001 г. американские власти пересмотрели свою политику в отношении Тайваня и разрешили продать ему различные вооружения и 8 субмарин. Впрочем, возникли новые затруднения. США давно не строят дизель-электрические подлодки, и начался поиск поставщика. Германия и Нидерланды отказались строить ДЭПЛ для Тайваня. Италия была готова продать субмарины из наличия – но заказчик хотел новые корабли. В 2004 г. в США предложили приобрести иностранную лицензию и построить дизельные лодки на одном из американских заводов. Эта идея тоже не дала желаемых результатов.

Накануне модернизации. Тайвань будет строить подлодки
Открытие нового завода. Фото Администрации президента Тайваня
К середине двухтысячных годов все мероприятия по обновлению подводных сил фактически остановились. В дальнейшем тайваньские должностные лица неоднократно утверждали, что Республика с помощью зарубежных партнеров способна строить собственные ДЭПЛ. Разговоры такого рода продолжались несколько лет – и вновь не имели реальных последствий.

Реальная программа

Только в 2014 г. запустили Национальную программу разработки и строительства подлодок, рассчитанную на несколько лет вперед. Головным исполнителем программы стал Национальный Чжуншаньский институт науки и технологий. К работам планировалось привлечь ряд собственных компаний и предприятий. Кроме того, Тайвань рассчитывал на различную поддержку со стороны США.

Одним из первых шагов в Нацпрограмме стала закладка нового судостроительного завода в г. Гаосюн. Это предприятие создавалось для корпорации China Shipbuilding Corporation (CSBC) и сразу предназначалось для строительства подлодок.

В 2017 г. Китайская Республика и США подписали меморандум о сотрудничестве в рамках разработки и строительства подлодок. В 2018-м американские власти одобрили экспорт ряда технологий. Круг компаний, привлекаемых к сотрудничеству, и список передаваемых изделий, лицензий и технологий до сих пор не раскрывался.

Накануне модернизации. Тайвань будет строить подлодки
Эллинг, из которого будут выходить новые корабли. Фото Администрации президента Тайваня
24 ноября 2020 г. состоялась торжественная церемония открытия новой верфи. В ближайшее время завод в Гаосюне начнет полноценную работу и заложит первую подлодку разработки Чжуншаньского института. Точная дата пока не названа, хотя общие планы уже оглашены.

Планы на будущее

Головная ДЭПЛ собственного тайваньского проекта будет заложена в 2020-21 гг. На строительство и испытания выделяется несколько лет, и не позднее 2025 г. она должна войти в состав ВМС. Корпорация CSBC не имеет опыта в строительстве подводных лодок, однако предполагается, что зарубежные коллеги помогут ей справиться со столь сложной задачей.

В общей сложности ВМС планирует получить восемь лодок нового проекта. Сроки их сдачи не назывались. Вероятно, последние корабли начнут службу не ранее середины тридцатых годов. Появление восьми новых ДЭПЛ приведет к резкому росту численности подводных сил, а также даст возможность вывести из состава флота устаревшие единицы.

Первыми под замену пойдут устаревшие ДЭПЛ типа Tench, которые давно выработали ресурс и не устраивают флот даже в качестве учебных. Более новые ДЭПЛ типа «Хай Лун» продолжат службу. За счет недавней модернизации сроки эксплуатации были увеличены на 15 лет. Две такие субмарины смогут служить до начала тридцатых годов. К моменту их списания по выработке ресурса ВМС Тайваня будет располагать несколькими кораблями нового проекта.

Технические вопросы

Как следует из известных сообщений, Национальный Чжуншаньский институт уже разработал новый проект подлодки. Его обозначение не раскрывалось; технические аспекты тоже остаются неизвестными. При этом на недавнем мероприятии демонстрировался макет новой субмарины, отражающий основные аспекты проекта.

Накануне модернизации. Тайвань будет строить подлодки
Макет перспективной ДЭПЛ. Фото Bmpd.livejournal.com
Предусматривается строительство подлодки традиционной архитектуры с достаточно крупным ограждением рубки и одновинтовой силовой установкой. По всей видимости, предлагается однокорпусная конструкция с разделением внутренних объемов на несколько отсеков. Тип энергоустановки неизвестен. Возможно сохранение традиционной дизель-электрической системы или внедрение воздухонезависимой – при наличии собственных наработок или за счет приобретения чужих технологий.

Вероятно, комплекс вооружений по-прежнему будет строиться на основе набора торпедных аппаратов. Они будут использоваться для пуска торпед и противокорабельных ракет. Также требуются современные гидроакустические средства и информационно-управляющая система. Возможно, их закажут за рубежом.

Восемь вместо четырех

В настоящее время состояние подводных сил ВМС Китайской Республики оставляет желать много лучшего. Номинально имеется лишь четыре подлодки, и только две могут выходить на боевую службу – притом это устаревшие корабли. По количеству и качеству вымпелов подводный флот Тайваня очевидно уступает любому соединению подводных сил главного противника в лице ВМС НОАК.

После долгих лет ожидания, споров и решения разнообразных проблем начата реальная работа. Построен и введен в эксплуатацию новый судостроительный завод, который в ближайшие 10-15 лет даст флоту восемь новых подлодок. Это не решит все проблемы обороноспособности Тайваня, однако значительно улучшит сложившуюся ситуацию. Удастся ли выполнить все поставленные задачи в установленные сроки, неизвестно. Однако нынешняя ситуация – на фоне событий прошлого – уже располагает к оптимизму.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий