Дальше – значит безопаснее
Мир стоит на пороге очередного пересмотра концепции воздушного боя.
Если раньше победу в нем одерживали за счет скорости (и опционально – маневренности), а потом – за счет малозаметности, то в будущем оба эти параметра могут отойти на второй план.
Возможно, пилотируемый самолет-носитель будет находиться настолько далеко от своей непосредственной цели, что его характеристики как таковые будут уже не столь важны. Косвенно это подтверждает интерес американцев (и не только их) к улучшенным истребителям четвертого поколения, которые не обладают «продвинутой» малозаметностью, но при этом способны нести очень большое количество бомб и ракет.
Как бы там ни было, минимизация риска сейчас ставится на первый план. Что весьма логично, если учесть, что цена одного истребителя четвертого поколения Dassault Rafale достигает астрономической суммы в 120 миллионов евро.
Вариантов здесь несколько.
Во-первых, это создание ракет большой или сверхбольшой дальности. Таких как европейская MBDA Meteor или российская Р-37М, способных в теории поражать воздушные цели на дистанции 200 километров и больше.
Во-вторых, реализация популярной сейчас концепции беспилотных ведомых. Когда пилотируемый самолет сопровождает относительно недорогой дрон, способный нести как разные датчики, так и, например, ракеты класса «воздух-воздух».
Наконец, есть и третий вариант повышения живучести и эффективности истребителей, который сейчас активно отрабатывают в Соединенных Штатах.
LongShot
Как стало известно, в феврале Агентство перспективных оборонных разработок США (DARPA) выдало компаниям General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman контракты на разработку начального этапа проекта, получившего обозначение LongShot.
Договор предполагает эскизное проектирование.
«LongShot повысит живучесть пилотируемых платформ, позволяя им находиться вне зоны действия угроз противника,
в то время как беспилотный аппарат LongShot достигает позиции для более эффективных пусков»,
– говорится в заявлении DARPA.
На первый взгляд, аппарат не слишком примечателен.
На представленном DARPA изображении можно видеть нечто, похожее на современную крылатую ракету, выполненную по технологии стелс. Однако это впечатление обманчиво.
На самом деле, речь может идти о потенциально революционном промежуточном носителе ракет: он способен перевернуть представление о воздушном бое.
Конечно, не сразу. Реализация концепции в любом случае будет длинным и сложным процессом.
Выглядит она следующим образом.
После обнаружения цели летчик запускает в предполагаемый район ее нахождения БПЛА. Когда дрон достигнет указанной точки, он запустит ракеты класса «воздух-воздух», размещенные на внутренних или внешних подвесках беспилотника. Боеприпасы должны будут найти и уничтожить цели. Все это не гарантирует успеха поражения цели, но позволят решить сразу несколько задач:
— Снизить риск для пилотируемого самолета-носителя (о чем мы уже говорили выше).
— Увеличить дальность поражения цели.
— Повысить шансы на успешное поражение цели за счет большей энергии ракеты, стартующей в непосредственной близости от противника.
Носителями перспективного БПЛА могут выступать как истребители, так и бомбардировщики. Первые смогут нести дроны на внешних подвесках, вторые – на внутренних.
В этой связи невольно вспоминается идея американцев вооружить перспективный стратегический бомбардировщик B-21 оружием, способным поражать воздушные цели. Пока что прямой связи между этой программой и LongShot нет, однако стоит сказать, что США давно вынашивают идею так называемого
«летающего арсенала»,
на роль которого могут подходить и транспортные самолеты, и «стратеги».
О детальных характеристиках LongShot выводы делать пока рано.
Примечательно, впрочем, что на представленном DARPA изображении показан дрон, вооруженный неким подобием перспективной ракеты Cuda от Lockheed Martin. Это интересное изделие, продемонстрированное в 2012 году в составе вооружения истребителя F-35.
Речь идет о ракете класса «воздух-воздух» малой (средней?) дальности, оснащенной активной радиолокационной головкой самонаведения и способной поражать цели методом так называемого кинетического перехвата.
То есть она лишена боевой части в привычном понимании и поражает цель прямым попаданием. За счет вдвое меньшей длины Cuda (в сравнении с обычной ракетой класса «воздух-воздух») БЛПА LongShot в теории может взять как минимум несколько таких изделий, а истребитель типа F-35 – несколько БПЛА.
Но это в теории: про саму ракету давно ничего не слышно. Очевидно, пока что ВВС США делают ставку на проверенный временем AMRAAM.
В широком смысле концепция LongShot не нова.
Это развитие идей, которые американцы испытывали в 2017–2019 годах на «летающем ракетном подвесе» (Flying Missile Rail или FMR).
Согласно концепции, небольшой дрон, способный нести две ракеты AIM-120 AMRAAM, можно подвесить под крыло истребителя типа F-16. А значит, в качестве носителя в теории сможет выступать практически любой американский боевой самолет (F-16 – относительно небольшая машина).
Не только США
Идею промежуточного носителя в том или ином виде прорабатывают не только в США.
Еще до выдачи контрактов General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman источник в российском ВПК заявил о работе над сверхдальнобойной ракетой для перехватчиков МиГ-31 и МиГ-41. Комплекс, получивший название
«многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата»
(МФРК ДП) должен уметь бороться с гиперзвуковым оружием.
Согласно идее, боевую часть, имеющую несколько ракет класса «воздух – воздух», будет доставлять в район предполагаемого нахождения целей специальный скоростной боеприпас. Достигнув цели, суббоеприпасы отделятся от носителя и начнут поиск угрозы.
«У обычной зенитной ракеты одна боевая часть»,
– отметил военный обозреватель Дмитрий Корнев. –
«Вероятность промаха по гиперзвуковой маневрирующей цели весьма высока.
Но если один боеприпас несет несколько самонаводящихся снарядов, то шансы поразить высокоскоростной объект значительно возрастают».
Если американцы хотят поражать цели с помощью Cuda (или ее условного аналога), то в качестве суббоеприпаса для российского комплекса может выступать ракета К-77М, представляющая собой развитие ракеты РВВ-АЕ.
Примечательно также, что в январе «Ростех» сообщил про старт опытно-конструкторских работ в рамках проекта истребителя-перехватчика, получившего обозначение МиГ-41. Который, как мы уже отмечали выше, рассматривается в качестве носителя перспективного комплекса.
Пока что конкретные выводы делать рано.
Но Россия в теории имеет шансы получить авиационную систему с характеристиками, недоступными другим истребителям: МиГ-41 может стать самым быстрым истребителем на планете.
При условии, конечно, что он вообще появится.
Источник: topwar.ru