Средний БПЛА Bayraktar TB2 — самая известная турецкая разработка. Фото Wikimedia Commons
В последние годы турецкая оборонная промышленность показала свой потенциал в области беспилотных летательных аппаратов. Созданы, поставлены на вооружение и выведены на международный рынок несколько образцов такой техники разных классов. Осуществляется самостоятельная разработка БПЛА, в т.ч. с применением зарубежных комплектующих, а также закупаются готовые образцы. Рассмотрим основные особенности современного беспилотного воздушного флота Турции.
Образцы и их количество
По открытым данным, БПЛА разных классов и типов имеются у всех видов вооруженных сил Турции. Такая техника в разных количествах эксплуатируется сухопутными войсками, военно-воздушными и военно-морскими силами, а также жандармерией. Количество и состав группировок БПЛА определены в соответствии с задачами потребностями каждой составляющей вооруженных сил. При этом основное внимание уделяется развитию среднего и тяжелого направления, а с недавнего времени на вооружение поступают и барражирующие боеприпасы.
По данным справочника IISS The Military Balance, на начало 2020 г. наиболее крупный «флот» БПЛА имелся у армейской авиации. Основной его элемент – 33 средних беспилотника Bayraktar TB2, изготовленные собственными предприятиями в последние годы. Имелось неуказанное количество тяжелых Falcon 600 / Firebee, средних CL-89 и Gnat, а также легких Harpy – все иностранного производства.
Тяжелый БПЛА TAI Anka ранней модификации. Фото TAI
В составе ВВС указывалось наличие более 20 тяжелых Anka-S и до 10 импортных Heron. Средние БПЛА были представлены 18 изделиями Gnat 750. Морская авиация располагала 3 тяжелыми Anka-S и 4 средними Bayraktar TB2. Схожий парк техники имеется у жандармерии – до 4 аппаратов Anka-S и до 12 TB2. На вооружении армии и ВВС также состоят барражирующие боеприпасы нескольких типов. Значительную часть этих арсеналов уже составляют образцы турецкого производства – STM Kargu.
Необходимо напомнить, что в настоящее время турецкая армия проводит операции в Сирии и Ливии, и в них активно используются современные БПЛА и барражирующие боеприпасы. Применение такой техники ожидаемо сопровождается постоянными потерями. К примеру, в небе над Ливией только в этом году было потеряно до 15-18 аппаратов TB2.
При этом производство и закупки БПЛА продолжаются. Кроме того, в этом году начались поставки техники новых моделей. В результате этих процессов точное количество беспилотной техники в строю постоянно изменяется. По всей видимости, в следующих справочниках данные будут существенно отличаться от опубликованных ранее. В какую сторону – станет ясно позже.
Разведывательно-ударный Anka-S. Фото TAI
Собственные разработки
Наибольшую известность в последнее время получил средний БПЛА Bayraktar TB2 от компании Baykar Makina. Эта разведывательно-ударная машина была создана в начале десятых годов на базе «чистого» разведчика TB1. Ее первый полет состоялся в 2014 г., а вскоре началась эксплуатация в интересах турецкой армии. Позже появились контракты на поставку такой техники третьим странам.
«Байрактар» TB2 представляет собой средний (максимальный взлетный вес 650 кг) БПЛА большой продолжительности полета – до 25-27 ч. Аппарат оснащается бензиновым двигателем мощностью 100 л.с. зарубежного производства и импортной оптико-электронной системой. Не так давно стало известно об отказе со стороны поставщиков этих компонентов, и Турция вынуждена искать замену. Беспилотник способен нести и применять управляемые ракеты и бомбы нескольких типов. Боевые качества существенно ограничиваются грузоподъемностью всего 150 кг.
Барражирующий боеприпас Kargu-2 и его пульт управления. Фото STM
В 2010 г. компания Turkish Aerospace Industries (TAI) начала испытания первого БПЛА семейства Anka. В 2013 г. он был принят на вооружение, после чего началась разработка новых изделий. Беспилотники линейки Anka позиционируются как тяжелые аппараты с большой продолжительностью полета. Заказчикам предлагается несколько модификаций с разным оснащением и отличающимися функциями.
Базовая платформа представляет собой БПЛА с взлетным весом ок. 1600 кг, прямым крылом и бензиновым двигателем мощностью 170 л.с. Аппарат может оставаться в воздухе до суток и нести полезную нагрузку в 200 кг. Дальность боевой работы первых модификаций ограничивается параметрами средств связи и не превышает 200 км. В серийной модификации Anka-S использовали спутниковую связь, увеличившую боевой радиус. БПЛА этого типа могут вести разведку и атаковать цели при помощи управляемого вооружения.
В прошлом году компания STM начала серийное производство и поставки барражирующих боеприпасов Kargu-2. В начале года сообщалось о наличии заказа на 365 таких изделий. Осенью стало известно о планах по новому контракту, за счет которого число Kargu-2 доведут до 500 ед. Начаты продажи зарубежным странам. Ранее сообщалось о применении таких БПЛА армией Азербайджана.
Bayraktar Akıncı в боевой конфигурации. Графика Baykar Makina
Kargu-2 представляет собой легкий (7 кг) и компактный (600×600 мм) беспилотник-квадрокоптер с электродвигателями и упрощенным оптико-электронным блоком. Он способен нести боевые части разных типов и наносить удары по целям на дальности до 5 км от оператора. Продолжительность барражирования – 30 мин. Заявлена возможность группового применения боеприпасов; один «рой» включает до 29 изделий.
Перспективные проекты
Год назад состоялся первый полет перспективного тяжелого разведывательно-ударного БПЛА Bayraktar Akıncı. Согласно планам недавнего прошлого, это изделие должно было поступить на вооружение до конца 2020 г., однако теперь эти события сдвинулись на конец 2021-го. Ввиду принадлежности к другому классу, БПЛА Akıncı имеет минимальную преемственность с предыдущими аппаратами семейства «Байрактар».
Bayraktar Akıncı строится по нормальной аэродинамической схеме с крылом типа «чайка». Использованы два турбовинтовых двигателя АИ-450Т украинского производства мощностью по 750 л.с. Максимальный взлетный вес доведен до 5,5 т, боевая нагрузка – 1350 кг на шести пилонах. БПЛА сможет оставаться в воздухе не менее 45-48 ч и летать с крейсерской скоростью 250 км/ч. Управление осуществляется через спутниковый канал, что увеличивает боевой радиус.
Опытный образец БПЛА Anka-2 в полете. Фото TAI
На этот года также было запланировано принятие на вооружение БПЛА TAI Anka-2 или Aksungur. Это серьезно переработанный вариант предыдущего проекта Anka с перестройкой планера, силовой установки и т.д. Предлагается двухбалочная схема с двумя поршневыми двигателями. За счет всех доработок максимальная взлетная масса доводится до 3,3 т при полезной нагрузке 750 кг.
Компания STM завершает разработку барражирующего боеприпаса Alpagu. Это будет компактный БПЛА с двумя складными крыльями и электродвигателем, запускаемый из трубчатого транспортного контейнера. Изделие массой менее 2 кг сможет атаковать цели на дальностях до 5 км и находиться в воздухе до 10 мин. Предполагается, что барражирующий боеприпас с невысокими летными характеристиками и минимальными габаритами будет полезен для пехоты и спецподразделений.
Беспилотный прогресс
За последние годы турецкая промышленность сумела разработать и довести до принятия на вооружение целый ряд БПЛА всех основных классов, что положительно сказалось на возможностях армии. При этом процессы проектирования не останавливаются, и в ближайшем будущем ожидаются совершенно новые образцы с улучшенными возможностями и характеристиками.
Барражирующий боеприпас STM Alpagu в пусковой установке. Фото STM
Впрочем, развитие направления не идет гладко. Так, одной из главных проблем остается зависимость от иностранных комплектующих, в т.ч. ключевых. Недавний отказ зарубежных партнеров поставлять двигатели и оптико-электронные станции может серьезно ударить по турецкому производству. Заявлена возможность заместить иностранные комплектующие турецкими, но удастся ли выполнить эти планы без потерь в качестве и темпах производства – неясно.
В конфликтах последнего времени турецкие БПЛА хорошо показали себя с точки зрения боевого применения. Этот факт используется в рекламе, а также становится поводом для критики зарубежных средств ПВО. Однако необходимо учесть, что в Сирии, Ливии или в Нагорном Карабахе беспилотники турецкого производства имели дело с крайне слабой и неорганизованной ПВО. Несмотря на это, имели место чувствительные потери. Как себя покажут разрекламированные «Байрактары» в условиях конфликта с хорошо вооруженным противником – большой вопрос.
Тем не менее, наблюдаемые процессы наглядно показывают потенциал современных беспилотных летательных аппаратов и барражирующих боеприпасов, а также демонстрируют, что создавать достаточно удачные конструкции такого рода могут даже страны без развитой авиационной промышленности. Можно не сомневаться, что турецкий опыт последних лет уже изучается третьими странами и будет использован при составлении планов на будущее.
Источник: topwar.ru