Первый опытный образец MICV-80, 1984 г. Фото Thinkdefence.co.uk
В 1986 г. компания GKN изготовила первую серийную боевую машину пехоты FV510 Warrior. В следующие годы с конвейера сошло несколько сотен бронемашин основных модификаций этого семейства, а также ряд опытных образцов. Техника линейки «Уорриор» до сих пор остается на вооружении британской армии, а в ближайшем будущем ей предстоит пройти крупную модернизацию.
Боевая машина восьмидесятых годов
Научно-исследовательские работы по теме перспективной боевой машины пехоты, конечным результатом которых стало появление семейства Warrior, стартовали в начале семидесятых годов. Их запуск был связан с появлением у вероятного противника большого количества современных БМП. Британское командование посчитало наличные бронетранспортеры недостаточно совершенными и запустило разработку собственной БМП.
Исследования осуществлялись в рамках проекта MICV (Mechanised Infantry Combat Vehicle). Достаточно быстро его участники предложили несколько базовых концепций, в т.ч. использующих самые современные решения. К середине десятилетия армия выбрала два наиболее удачных предварительных проекта – их представили компании GKN и Vickers Defence Sysems.
Первая серийная БМП Warrior, 1986 г. Фото Thinkdefence.co.uk
В 1977 г. победителем конкурса выбрали проект от GKN Sankey. В 1977 и 1980 гг. компания получила два контракта на полномасштабную разработку проекта, строительство и испытания опытного образца, а также на подготовку будущей серии. Первый прототип БМП вывели на испытания в 1981 г. Следующие несколько лет ушли на его доводку и совершенствование с целью получения облика, полностью устраивающего армию. Для испытаний построили 14 опытных образцов в разной комплектации.
На этом этапе стартовала разработка унифицированных бронемашин. На базе БМП предлагалось строить технику разного назначения, от командных и инженерных машин до носителей различного вооружения. Не все такие образцы прошли дальше испытаний, однако и в этом случае удалось сформировать полноценное унифицированное семейство техники.
Первый заказ на серийное производство появился в 1984 г. В соответствии с ним компания GKN должна была построить 280 бронемашин нескольких версий, в основном БМП. При запуске в серию новая линейка техники получила общее имя Warrior.
На общей платформе
Базой для БМП и другой техники семейства Warrior стало гусеничное шасси переднемоторной компоновки с объемным обитаемым отсеком в центральной и кормовой частях. Боевая машина пехоты и некоторые другие образцы должны были получать башню с вооружением и целевым оснащением. Другие проекты предусматривали установку иного оборудования.
Бронемашины FV510 на учениях. Фото Минобороны Великобритании
Корпус шасси выполнили из алюминиевого сплава и собрали из деталей относительно большой толщины. Такая броня способна выдержать попадание 14,5-мм пули с передних углов или пуль меньшего калибра со всех проекций. Противоминная защита – до 9 кг под гусеницей. Изначально закладывалась возможность дополнения штатной брони накладными элементами. Впоследствии эту возможность неоднократно использовали.
Универсальное шасси получило дизельный двигатель Perkins CV-8TCA Condor мощностью 550 л.с. и автоматическую трансмиссию General Motors X-300-4B. По некоторым агрегатам силового блока семейство «Уорриор» было унифицировано с другой бронетехникой Великобритании. Ходовая часть на каждом борту имела по шесть опорных катков с торсионной подвеской. Все эти компоненты обеспечивали максимальную скорость 75 км/ч (до 35 км/ч на пересеченной местности) и запас хода более 600 км.
Образцы на базе
Основным образцом семейства Warrior изначально виделась БМП, получившая индекс FV510. Эта машина оснащена двухместной башней с 30-мм пушкой L21A1 RARDEN и пулеметом L94A1 на нестабилизированной установке. Машины поздних выпусков должны были получить противотанковые ракеты TRIGAT, но затем их заменили импортными ПТРК MILAN. Последние модернизации предусматривают установку ПТРК Javelin.
Британские БМП в Афганистане. Машины оборудованы дополнительной защитой. Фото Минобороны Великобритании
Собственный экипаж БМП FV510 состоит из трех человек, водителя, командира и наводчика. В кормовом десантном отсеке помещается семь солдат. Высадка производится через кормовую дверь или верхние люки. Для повышения уровня защиты было решено отказаться от амбразур для стрельбы из личного оружия, ослабляющих броню.
Командно-штабная машина FV511 максимально повторяет конструкцию БМП, однако имеет иное оснащение десантного отсека. В нем помещаются рабочие места командиров и средства связи. Предлагались две модификации КШМ для использования на ротном и батальонном уровне; они отличались только составом радиооборудования.
На платформе выполнили две ремонтно-эвакуационные машины – FV512 и FV513. Их оснастили подъемным краном на 6,5 т, лебедкой с усилием до 20 тс, упорным сошником и т.д. На борту присутствовали инструменты и детали для мелкого ремонта бронетехники. Подобные БРЭМ могли обслуживать как технику своего семейства, так и другие бронемашины, в т.ч. ОБТ.
Для артиллерийских соединений предназначался разведчик-корректировщик FV514. Он получил более совершенные средства навигации и связи. Штатные оптические приборы в башне заменили более эффективными. Машина лишилась пушки, вместо которой поставили макет. На башне появилась мачта для антенного устройства РЛС MSTAR. От десантных возможностей отказались. Также был разработан подвижный командный пункт для артиллерии FV515, предназначенный для управления батареей САУ AS90. От обычной КШМ он отличается составом целевого оснащения, находящегося в десантном отсеке.
БРЭМ FV512. Фото Минобороны США
На базе платформы Warrior также разработали несколько других образцов, не дошедших до серии. Предлагались БТР с пулеметной башенкой, самоходные ПТРК с разными вооружениями и вариантами его размещения (на крыше или на подъемной стреле), носители крупнокалиберных пушек и минометов, инженерные машины т.д.
Техника для армии
В начале восьмидесятых армия Великобритании планировала приобрести до 1800 бронемашин нового семейства, что позволило бы снять с вооружения более старые машины линейки FV432. Однако высокая стоимость новых «Уорриоров» заставила сократить планы по закупке до 1050 ед. и предусмотреть сохранение старой техники. В дальнейшем планы вновь скорректировали в меньшую сторону. В итоге проявилась новая проблема. Вместо максимальной унификации армии пришлось бы держать на вооружении сразу три разных семейства легкой бронетехники – CVR (T), FV432 и Warrior.
Первый заказ от 1984 г. предусматривал поставку 280 бронемашин, в основном в конфигурации FV510. Эти изделия начали передавать заказчику в 1986 г., и вскоре их освоили первые строевые части. Позже появился еще один заказ, и к 1990 г. численность БМП довели до 384 ед. После Войны в Заливе британская армия заказала 108 бронемашин с некоторыми изменениями – на этом этапе «Уорриоры» впервые оснастили ракетами.
В соответствии с несколькими заказами восьмидесятых годов, было построено 84 КШМ FV511. Общая численность БРЭМ FV512 и FV513 превысила 145 ед. Артиллерийским войскам передали 52 разведчика-корректировщика и 19 командных пунктов.
Машина артиллерийской разведки FV514. Фото Pinterest.com
В 1993 г. был подписан единственный экспортный контракт. Кувейт приобрел более 250 машин в версии Desert Warrior. От базовой модификации они отличались новой башней с 25-мм пушкой M242, ракетами TOW и новым климатическим комплексом, приспособленным к суровым условиям Ближнего Востока.
Бронемашины Warrior всех серийных типов активно использовались в различных учениях, а с начала девяностых несколько раз принимали участие в боевых действиях. Они применялись во время Войны в Заливе, в югославской операции НАТО, в Афганистане и Ираке. В целом результаты боевого применения были хорошими, но не обошлось без потерь. При этом существенная часть повреждений и потерь техники была связана с дружественным огнем. Также несколько машин подорвались на самодельных взрывных устройствах.
Реальное применение привело к появлению новых доработок. Активно внедрялись дополнительные средства защиты в виде навесных панелей и экранов. Кроме того, по результатам первых месяцев работы в Афганистане была создана санитарная машина. Из стандартной БМП FV510 изъяли вооружение и места для десанта. В освободившихся объемах разместили медика, носилки и сиденья для раненых.
Перспективные разработки
С конца восьмидесятых разрабатывался проект модернизации VERDI (Vehicle Electronics Research Defence Initiative). Он предусматривал установку информационно-управляющей системы шасси, радикальную модернизацию системы управления огнем, применение новых средств связи и т.д. Среди прочего, для повышения ситуационной осведомленности на крыше башни поставили мачту с дневной и ночной камерами.
Опытная БМП VERDI-2. Фото Thinkdefence.co.uk
Проект VERDI-2, представленный в 1993 г., развивал эти идеи с использованием более новых компонентов. За счет новой модернизации удалось сократить экипаж до двух человек и разместить его в защищенном отсеке в центре корпуса – без потерь в боевой эффективности. Несмотря на очевидные преимущества, проекты VERDI не были одобрены к внедрению на практике. Впрочем, отдельные их компоненты и решения нашли применение в следующих проектах.
С начала девяностых годов рассматривался вопрос оснащения боевых версий «Уорриора» новой башней с 40- или 45-мм пушкой под телескопический боеприпас. В настоящее время эти идеи реализуются в проекте Warrior Capability Sustainment Program (WCSP), целью которого является сохранение такой бронетехники в строю до 2040 г. Проект Warrior CSP также предлагает установку новых электронных приборов, модернизацию силовой установки и т.д.
За разработку обновленной БМП отвечает компания Lockheed Martin. На данный момент программа WCSP находится на стадии испытаний. На них планируется потратить еще 2-3 года, после чего будут сделаны выводы и приняты решения. При получении положительного заключения, модернизацию пройдут 380 наличных БМП. Работы планируется завершить до конца десятилетия.
Задачи и решения
Главной задачей программы MICV / Warrior являлось создание перспективной боевой машины пехоты, а также семейства унифицированных бронемашин разного назначения. В целом ее удалось решить и запустить перевооружение сухопутных войск, причем не только подразделений мотопехоты. Для своего времени образцы семейства показывали весьма высокие характеристики и соответствовали основным требованиям.
Рекламное изображение Warrior CSP от компании Lockheed Martin
Изначально предполагалось построить 1800 новых бронемашин и за счет этого вывести из эксплуатации устаревшие образцы. Перейдя на технику одного семейства, армия могла добиться большой экономии. Однако от таких планов быстро отказались, и на вооружении оказались сразу три платформы одного класса. Это усложнило эксплуатацию и снабжение.
Согласно нынешним планам, линейка Warrior останется на службе, а в будущем ее дополнят новым семейством Ajax. Вследствие этого полный переход на одну платформу вновь отменяется, а вместе с ним пропадает и желаемая экономия на совместной эксплуатации техники.
Таким образом, задачи программы Warrior были решены только частично, но армия получила значительные количества новой бронетехники, обновив матчасть и повысив боеспособность мотопехоты. С начала службы этих машин прошло почти 35 лет, и армия не спешит отказываться от них. После запланированной модернизации «Уорриоры» британской армии смогут отметить и 55-летие службы.
Источник: topwar.ru