С новым гиперзвуком: достижения и неудачи создателей гиперзвуковых ракет в уходящем году

С новым гиперзвуком: достижения и неудачи создателей гиперзвуковых ракет в уходящем году
Фото: Пресс-служба Минобороны РФ

С новым гиперзвуком: достижения и неудачи создателей гиперзвуковых ракет в уходящем году
Фото: Matt Williams / ВВС США
Несмотря на все трудности, вызванные пандемией коронавируса, а также связанные с ней экономические проблемы, мощнейшие страны мира на протяжении двенадцати месяцев уверенно работали над перспективными гиперзвуковыми комплексами вооружений. Возможно, конечный итог оказался не совсем таким, каким его видели, однако дорогу осилит идущий.

«Циркон»: официальное рождение

Характеристики (предположительные):

Тип: гиперзвуковая противокорабельная ракета морского базирования;
Скорость полета: в рамках тестов ракета достигла скорости полета М=8;
Дальность: 600–1000 километров;
Масса боевой части: около 400 килограмм;
Носители: подводные лодки проекта 885, перспективные субмарины пятого поколения, а также надводные корабли, оснащенные универсальными корабельными стрельбовыми комплексами 3С14 (УКСК).

С новым гиперзвуком: достижения и неудачи создателей гиперзвуковых ракет в уходящем году
Фото: Пресс-служба Минобороны РФ
Ракету «Циркон» иногда называют оружием, способным

«изменить правила игры» и «расстановку сил на море».
Мы сейчас не будем пытаться выяснить, так ли это: очевидно, до окончательных выводов еще очень и очень далеко.

Одно можно констатировать с полной уверенностью: программа разработки ракеты активно развивается. В феврале стало известно о первом испытании «Циркона» с борта корабля. Цель располагалась на наземном полигоне. 6 октября 2020 года, согласно сообщению российского Минобороны, из акватории Белого моря фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» впервые выполнил стрельбу гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон» по морской цели, расположенной в Баренцевом море. Изделие смогло поразить цель, расположенную на расстоянии 450 километров, достигнув при этом скорости более М=8, что подтверждает ранее озвученные характеристики.

Эти испытания стали для обычных наблюдателей поворотным моментом программы: фактически, Россия впервые официально продемонстрировала новый образец вооружений.

Ранее едва ли не единственным наглядным подтверждением существования ракеты была фотография 2019 года, на которой запечатлели транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) на борту фрегата «Адмирал Горшков». Похожие на те, которые должны использовать для «Цирконов».

С новым гиперзвуком: достижения и неудачи создателей гиперзвуковых ракет в уходящем году
Кадр из видео: Телеканал Звезда, youtube.com
В декабре 2020 года на официальном канале российского Минобороны выложили видео новых испытаний «Циркона».

«Очередной испытательный пуск гиперзвуковой крылатой ракеты «‎Циркон»‎ состоялся в Белом море. Цель ракеты, запущенной с борта фрегата «‎Адмирал Горшков»‎, находилась на полигоне Чижа на расстоянии более 350 километров»,
– говорится в описании к ролику.

Помимо презентации гиперзвуковой ракеты, были озвучены сроки принятия комплекса на вооружение. По словам заместителя министра обороны Алексея Криворучко, комплекс с гиперзвуковой противокорабельной ракетой «Циркон» примут на вооружение российской армии в конце 2021 года – начале 2022 года. До этого главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов заявил, что первым новый комплекс получит один из фрегатов.

ARRW: мелкие шаги быстрой ракеты

Характеристики (предположительные):

Тип: гиперзвуковая ракета воздушного базирования;
Скорость полета: от М=6,5 до М=8;
Дальность: примерно 1600 километров;
Масса боевой части: неизвестна;
Носители: стратегические бомбардировщики В-52Н (сможет нести четыре ракеты ARRW на внешней подвеске – по две на каждом пилоне), В-1В, а также, возможно, перспективный малозаметный бомбардировщик B-21 Raider.

С новым гиперзвуком: достижения и неудачи создателей гиперзвуковых ракет в уходящем году
Американцы сейчас реализуют концепцию гиперзвуковой триады, в рамках которой новые и в значительной мере унифицированные комплексы должны получить ВМС, ВВС и сухопутные силы.

Едва ли не наибольшее внимание в 2020 году было приковано к перспективной гиперзвуковой ракете воздушного базирования AGM-183 ARRW или Air-Launched Rapid Response Weapon. Речь идет о твердотопливной ракете, оснащенной отделяемым планирующим гиперзвуковым боевым блоком.

В этом году были впервые раскрыты характеристики изделия, пусть даже приблизительные: их озвучил генерал-майор Военно-воздушных сил США Эндрю Дж. Гебара в интервью журналу Air Force Magazine. Как и следовало ожидать, тезис о том, что комплекс сможет развивать скорость М=20, оказался не верен (по крайне мере, если доверять новой информации). Реальная скорость полета будет составлять от М=6,5 до М=8. Что тоже, безусловно, не мало.

С новым гиперзвуком: достижения и неудачи создателей гиперзвуковых ракет в уходящем году
В июле 2020 года состоялись новые испытания AGM-183. Как и раньше, в качестве носителя выступил стратегический бомбардировщик В-52.

Как и прежде, непосредственно пусков ракет не проводили. На самолет подвесили два опытных образца AGM-183A. Один из них оснастили телеметрическим агрегатом, а второй получил некоторые детали системы управления.

Примечательно также, что недавно бомбардировщик B-1B запустил крылатую ракету AGM-158 JASSM с внешнего держателя. Предполагается, что полученный опыт можно будет применить для испытания с борта самолета гиперзвукового оружия.

HAWC и HCSW: главные неудачники

Характеристики HAWC (предположительные):

Тип: гиперзвуковая ракета воздушного базирования;
Скорость полета (крейсерская): М=5 или больше;
Дальность: неизвестна;
Масса боевой части: неизвестна;
Носители: различные американские истребители. Прежде всего, F-15E и F-35.

С новым гиперзвуком: достижения и неудачи создателей гиперзвуковых ракет в уходящем году
Гиперзвуковую ракету HAWC (Hypersonic Air-breathing Weapon Concept), по всей вероятности, можно назвать главным разочарованием года, если говорить про разработку и испытание гиперзвуковых систем.

Напомним, комплекс представляет собой не очень большую тактическую гиперзвуковую ракету, которая должна уметь поражать как стационарные, так и движущиеся цели. В отличие от AGM-183A, она получит прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Участники тендера – компании Raytheon и Lockheed Martin. Именно Lockheed Martin якобы участвовала в недавних провальных тестах.

Доподлинно неизвестно, что именно произошло в конце 2020 года. По данным Air Force Magazine, американцы неудачно протестировали изделие с борта бомбардировщика B-52. Согласно представленным данным, проблема крылась в механических аспектах запуска: из-за этого пуск с борта стратегического бомбардировщика пришлось отменить.

«Это не вопрос, связанный с конструкцией гиперзвуковой крылатой ракеты. Это из разряда глупых ошибок»,
– заявил по этому поводу осведомленный источник.

Ранее более серьезная неудача постигла проект с похожим названием и аналогичной концепцией – HCSW или Hypersonic Conventional Strike Weapon.

В феврале Air Force Magazine сообщил, что программу просто закрыли. Причина тривиальна – нехватка средств.

Возможно, в ближайшем будущем нас ждут новые переносы сроков и новые сворачивания некогда амбициозных проектов.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий