В последнее время мелькает информация о возобновлении Чехией программы модернизации Т-72, проведённой в конце 90-х. Тогда в рамках этой программы до 2006 года было модернизировано для чешской армии 35 танков, получивших индекс Т-72М4CZ, и программа была остановлена по финансовым соображениям. Сейчас Чехия собирается модернизировать несколько сотен машин для своей армии и, возможно, для экспортных поставок.
Следует напомнить, что чешская промышленность имеет давние традиции производства танков: ещё в 30-е она выпускала свои танки, и более тысячи танков Pz.35 и Pz.38 в 1941 году были на вооружении гитлеровской армии, а с 70-х годов выпускала по лицензии Советского Союза танки Т-72.
Реклама вокруг этой программы строится на пропаганде, какой плохой был танк Т-72, навязанный Советским Союзом своим союзникам по Варшавскому договору, и как по выражению одного из авторов – из «кусков дерьма» чехи сделали вполне успешный танк. При этом оценка Т-72 даётся по его применению в двух иракских войнах 1991 и 2003 года, когда эти танки на вооружении иракской армии несли большие потери от бронетанковых сил США, с демонстрацией красочных видео подбитых и горящих иракских танков.
Т-72 в войне в Ираке
Насколько эта оценка объективна? Действительно, в боевых действиях в Ираке американцы потеряли несколько десятков машин, а иракцы сотни, и объяснялось это несколькими факторами. На вооружении иракской армии были в основном устаревшие Т-55 и Т-62 и около тысячи Т-72 и Т-72М, у американцев же более двух тысяч последних модификаций М1А1 и М1А2, которые по своим характеристикам существенно превосходили Т-72, особенно в части эффективности ведения огня из танков.
Американцы добились впечатляющих результатов при минимальных потерях за счёт массированного применения более совершенных танков, их преимуществ по возможности ведения эффективного огня на большие дистанции, особенно ночью с использованием тепловизионных прицелов, отлаженной организации разведки и системы управления войсками и хорошей подготовки личного состава. Иракцы кроме несовершенства танков отличались низким уровнем подготовки личного состава и предательством высшего командования на заключительных этапах ведения боевых действий, когда танки сотнями бросались без боестолкновений.
Главной проблемой Т-72 было несовершенство приборов и прицелов для ведения огня из танка. Как таковой системы управления огнём танка не существовало, был набор устаревших прицелов, никак не связанных между собой. У наводчика был дневной прицел ТПД-2-49 разработки ещё 50-х годов с одноплоскостной стабилизацией поля зрения, без лазерного дальномера и, естественно, без баллистического вычислителя. В дополнение к нему ночной нестабилизированный прицел на ЭОП с дальностью видения ночью до 500 м в пассивном режиме и до 1200 м в активном.
Командир пользовался ещё более древним нестабилизированным дневно-ночным прибором наблюдения ТКН-3МК с дальностью видения ночью до 500 м, то есть его возможности по поиску и обнаружению целей были намного хуже, чем у наводчика.
По всей видимости, у иракцев было некоторое количество танков Т-72Б с дневным прицелом наводчика ТПД-К1 с лазерным дальномером и баллистическим поправочником, несколько облегчавшим ведение огня, у командира оставался такой же несовершенный прибор наблюдения.
Техническое преимущество американцев было безусловным, танки были оснащены информационной и навигационной системами, прицелами командира и наводчика с двухплоскостной стабилизацией поля зрения, лазерными дальномерами и тепловизионными каналами, а также совершенным баллистическим вычислителем с полным набором метеобаллистических датчиков. Это была война танков разных поколений с предсказуемым плачевным результатом, иракские танки поражались ещё до того, как они обнаруживали противника.
Чешская модернизация Т-72
С учётом этого опыта чешские специалисты при модернизации Т-72 в первую очередь ставили задачу повышения эффективности ведения огня из танка и, помимо этого, повышение мощности силовой установки и усиление защищённости танка.
На танке Т-72М4CZ была реализована полноценная СУО на базе системы «TURMS-T» итальянской фирмы «Оффичине Галилео», обеспечивающая интеграцию прицельных комплексов наводчика и командира в единую систему управления огнём.
У наводчика устанавливался дневно-ночной прицел с двухплоскостной стабилизацией поля зрения, лазерным дальномером, тепловизионным каналом с дальностью видения до 4000 м и встроенным в прицел экраном отображения условий ведения огня. У командира панорамный дневно-ночной прицел с двухплоскостной стабилизацией поля зрения и тепловизионным каналом, позволяющий ему вести поиск целей днём и ночью до 4000 м, давать целеуказание наводчику и в случае необходимости самому вести огонь из пушки. В систему был встроен баллистический вычислитель с полным набором метеобаллистических датчиков, позволяющий вести эффективный огонь с места и сходу днём и ночью до 2000 м. Такая СУО обеспечивала командиру и наводчику, по сравнению с базовой моделью Т-72, несравненно более высокие характеристики по ведению огня.
На танке Т-72М4CZ установлена и новая силовая установка разработки израильской фирмы NIMDA с дизельным двигателем CV-12 1000ТСА мощностью 1000 л.с. фирмы «Перкинз» и полностью автоматической трансмиссией XTG411-6 фирмы «Аллисон трансмишн». Она представляет собой моноблок, позволяющий осуществлять быструю замену двигателя за 30 минут в полевых условиях без привлечения дополнительных специалистов. На танке также установлена в корме вспомогательная силовая установка для обеспечения энергопитания систем танка при неработающем основном двигателе.
Серьёзное внимание уделено было уровню защиты танка путём установки комплекса динамической защиты DYNA-72, изменения крепления сиденья механика-водителя к крыше корпуса, установки системы электромагнитной защиты TRALL от магнитных мин и системы обнаружения лазерного облучения и автоматической защиты от ПТУРС (аналога системы «Штора»).
На танке также внедрён ряд новых систем, являющихся элементами танковой информационно-управляющей системы с возможностью встраивания в сетецентрическую систему управления боем. Это система DITA-97 контроля и диагностики двигателя и трансмиссии с выдачей световых, звуковых и речевых сигналов членам экипажа, навигационная система NBV-97 INS/GPS, определяющая местоположение танка, и сверхвысокочастотная система связи RF 1350, обеспечивающая устойчивую и помехозащищённую связь.
Уровень чешской модернизации Т-72
Всё это говорит о том, что уже в конце 90-х Чехия смогла превратить устаревший и несовершенный Т-72 в довольно современную машину с повышенными характеристиками по огневой мощи, подвижности и защите и составить серьёзную конкуренцию западным образцам. Сейчас Чехия отказывается от закупки дорогих «Абрамсов» и «Леопардов-2», ориентируясь на модернизированные Т-72М4CZ, которые по своим характеристикам мало чем будут им уступать и могут быть интегрированы в НАТОвскую систему управления войсками.
По сравнению с российскими модернизированными аналогами Т-72, чешский Т-72М4CZ по своим характеристикам ведения огня превосходит российский Т-72Б3 (2011) и более ранние варианты модернизации. При примерно равных характеристиках прицельного комплекса наводчика (на Т-72Б3М прицел наводчика «Сосна-У» с двухплоскостной стабилизацией поля зрения, лазерным дальномером, тепловизионным каналом, лазерным каналом управления ракетой «Рефлекс-М» и автоматом сопровождения цели, но вместо полноценного баллистического вычислителя баллистический поправочник с урезанными возможностями), прицельный комплекс командира на базе примитивного нестабилизированного прибора ТКН-3МК с дальностью видения до 500 м не выдерживает никакой критики.
Чешский Т-72М4CZ по своим возможностям на уровне Т-72Б3М (2014), на котором у командира наконец появился совершенный прицельный комплекс на базе панорамного тепловизионного прицела ПК ПАН «Соколиный глаз» с двухплоскостной стабилизацией поля зрения, лазерным дальномером, телевизионным и тепловизионным каналами, обеспечивающими командиру дальность видения днём и ночью до 4000 м и возможность ведения эффективного огня.
Такие же примерно характеристики и на Т-90М (2018), где прицел наводчика «Сосна-У» и прицел командира «Соколиный глаз» объединены в интегрированную СУО «Калина», отвечающую всем современным требованиям по ведению огня из танка и способную интегрироваться в сетецентрическую систему управления.
Сравнивая характеристики и уровень модернизации Т-72 российскими и чешскими специалистами, напрашивается вывод, что бывшие союзники с учётом плачевного опыта использования танка Т-72 в двух иракских войнах смогли в конце 90-х довести этот танк до приличного уровня, и сейчас мало в чём уступающего современным образцам. В России только спустя 15 лет довели Т-72 до уровня Т-72Б3М, и в войсках его всего порядка 300 штук, остальные примерно на уровне «иракского погрома» и в случае их применения покажут такие же плачевные результаты.
Если к тому же учесть, что прицельные комплексы СУО «Калина» являются разработкой белорусского ЦКБ «Пеленг» (правда, производство отдельных компонентов комплексов переводится в Вологду), Лукашенко в любой момент может потребовать за них непомерную цену, и российские танки по своей огневой мощи могут быть отброшены на десятки лет назад. Российская танковая промышленность и сопутствующие ей отрасли всё никак не могут оправиться от развала 90-х и вернуть себе завоёванную советскими танкостроителями роль «законодателя моды» в танкостроении.
Источник: topwar.ru