Вертолет NH90 NFH морской авиации Нидерландов
Европейский консорциум NH Industries продолжает серийное производство многоцелевых вертолетов семейства NH90. Машины разных модификаций регулярно передаются тем или иным заказчикам. Определенной популярностью пользуется палубная версия вертолета – NH90 NATO Frigate Helicopter (NFH). Значительные количества такой техники уже начали службу, а в ближайшее время ожидается появление очередного контракта на ее поставку.
Совместными усилиями
Следует напомнить, что идея разработки «общеевропейского» многоцелевого вертолета появилась еще в середине восьмидесятых годов. В начале девяностых был создан консорциум NH Industries, которому предстояло решить эту задачу. Новая организация объединила компании Eurocopter, AgustaWestland и Fokker, каждая из которых отвечала за разработку отдельных узлов и агрегатов.
Целью нового проекта NH90 являлось создание многоцелевого вертолета в двух модификациях, для армейской и морской авиации. Палубный вариант разрабатывался с учетом ограничений существующих кораблей и получил название NATO Frigate Helicopter («Вертолет для фрегатов НАТО»). В дальнейшем некоторые эксплуатанты присваивали этой машине новые обозначения.
Первый полет сухопутного NH90 состоялся еще в 1995 г., но испытания и доводка затянулись. Вместе с этим сместились сроки выполнения работ по NFH. Первые серийные вертолеты удалось построить и передать заказчику только в 2006 г. Технику для морской авиации поставили в серию позже. Несмотря на задержки на стадии испытаний, серийное производство быстро набрало темп. К настоящему времени построено и введено в эксплуатацию более 420 вертолетов всех модификаций.
Особенности и модификации
Перспективный многоцелевой вертолет NH90 разрабатывался с учетом требований и стандартов НАТО. Такие меры существенно упрощали внедрение новой техники в странах Альянса – благодаря им консорциум NHI не столкнулся с проблемами при поиске потенциальных покупателей.
NH90 строился с применением самых современных технологий. Так, планер имеет смешанную конструкцию на основе металлических и композитных деталей, обеспечивающую оптимальное соотношение характеристик. Впервые в мировой практике вертолет получил только электродистанционную систему управления с автопилотом во всех каналах. Работа автопилота и других систем координируется парой бортовых ЭВМ со связью через высокоскоростную шину.
Бельгийский вертолет в роли спасателя
Силовая установка состоит из двух двигателей. По желанию заказчика, это могут быть изделия General Electric T700-T6E (по 2230 л.с. каждый) или Rolls-Royce Turbomeca RTM322 (по 2415 л.с.) Крутящий момент выдается на четырехлопастной несущий винт диаметром 16,3 м. Вертолет способен развивать скорость до 300 км/ч и имеет потолок 6000 м. Дальность достигает 800 км для сухопутного варианта и 1000 км для морского.
Экипаж вертолета состоит из двух летчиков. В зависимости от поставленных задач, их дополняют операторы целевого оборудования или сопровождающий груза. В грузопассажирской кабине может разместиться до 20 человек. Возможна перевозка двух стандартных паллет. На внешней подвеске перевозится до 4,2 т груза.
В проекте NFH предусматривается ряд мер, связанных с эксплуатацией в морской авиации. В первую очередь, это специальная обработка деталей, повышающая их ресурс. Предусматривается другой набор бортового радиоэлектронного оборудования, приспособленный к полетам над морем в любое время суток и во всем диапазоне допустимых метеоусловий. Увеличена емкость баков, давшая дополнительные 200 км дальности.
Итальянски NH90 в полете
Пересмотру подверглись цели и задачи машины. Главной ролью NH90 NFH считается поиск и атака надводных и подводных целей. Для этого на вертолете применяются радиолокационные и гидроакустические системы. Также предусматривается установка противолодочного и противокорабельного вооружения. Возможно применение ПКР Exoset, глубинных бомб и торпед разных типов общей массой до 700 кг. При всем этом, сохраняются штатные функции. Вертолет по-прежнему способен перевозить людей и грузы, осуществлять поиск и спасение на суше и на море, передавать и получать грузы и т.д.
Заказчики и поставки
Первые контракты на поставку вертолетов NFH появились в конце двухтысячных годов. В 2010 г. первую партию такой техники передали военно-морским силам Нидерландов – они стали первым эксплуатантом новейших палубных вертолетов. Контракт предусматривал поставку 20 вертолетов, в т.ч. 12 NFH. В 2014 г., получив часть заказанной техники, Нидерланды отказались принимать оставшиеся вертолеты по причине выявления массы недоработок. В минимальные сроки консорциум NHI решил большую часть проблем, и поставки продолжились.
Еще в двухтысячных годах Италия запланировала приобрести не менее 100-110 ед. NH90 двух основных модификаций. Первые вертолеты NFH были получены только в 2011 г. К настоящему времени в эксплуатацию ввели 28 вертолетов, и их производство продолжается. Для удовлетворения потребностей ВМС необходимо до 50 вертолетов.
Учения ВМС Италии
В 2012 г. начались поставки вертолетов NH90 NFH по французскому заказу. В составе ВМС Франции эти машины получили собственное имя Caïman. Любопытно, французский флот не стал объединять функции своих вертолетов. Заказаны специализированные вертолеты ПЛО и отдельные транспортные машины. Несмотря на определенные сложности, споры и т.д., к настоящему времени поставлено ок. 30 вертолетов этого типа.
Осенью 2012 г. начались летные испытания NH90 в Бельгии. В начале следующего года стартовали полномасштабные поставки серийной техники. Бельгийский заказчик инициировал некоторые доработки, однако в целом вертолет похож на французский «Кайман». Армия и ВМС Бельгии получили всего по 4 вертолета нового типа. К настоящему времени принято решение о продаже армейских машин, но флотские останутся в строю.
Весьма интересна история заказов Германии. В 2009 г. она подписала контракт на 30 палубных вертолетов и до 80 машин для армейской авиации. Позже, в 2013 г. было принято решение о сокращении заказа на новые NFH за счет перестройки в эту модификацию сухопутных машин. Любопытно, что до этого времени строительство палубных вертолетов не начиналось.
Противолодочная модификация для Германии
В 2015 г. Германия объявила о новой корректировке планов. Теперь предлагалось разработать очередную модификацию NFH, полностью отвечающую немецким требованиям. Первый вертолет такого типа, названный Sea Lion, взлетел в конце 2016 г. От базового вертолета он отличается упрощенным набором электроники, отсутствием вооружения и т.д. В 2019 г. NH90 Sea Lion формально приняли на вооружение, однако закупки и эксплуатацию отложили ввиду необходимости исправления вновь выявленных недостатков.
В 2019 г. началась разработка еще одной модификации вертолета для ВМС Германии. NH90 Sea Tiger основывается на французских наработках по теме Caïman и должен будет бороться с подлодками и кораблями противника. В планах флота закупка 31 такого вертолета. На днях Бундестаг разрешил заказать эту технику общей стоимостью ок. 2,7 млрд евро. Первые «Морские тигры» достигнут оперативной готовности в 2025 г., с их помощью будут заменять устаревшие вертолеты восьмидесятых годов постройки.
Промежуточные результаты
К настоящему времени консорциум NH Industries построил и передал заказчикам более 420 вертолетов NH90 нескольких основных модификаций. Доля палубной модификации NH90 NFH пока невелика, построено лишь несколько десятков таких машин. Параллельно с производством продолжается разработка новых модификаций и проектов модернизации, в т.ч. специально для отдельных стран.
Построенные и переданные заказчикам вертолеты NH90 NFH успешно эксплуатируются и выполняют полеты с аэродромов и кораблей разных типов. Такая техника регулярно принимает участие в учениях ВМС и выполняет все свои задачи. Также корабли с вертолетами NFH несколько раз привлекались к реальным операциям у берегов Европы и в удаленных регионах.
В целом проект палубного вертолета NATO Frigate Helicopter можно считать успешным. Несмотря на проблемы во время испытаний и доводки, он дошел до серийного производства и службы во флотах нескольких стран. Эксплуатанты сталкиваются с некоторыми трудностями, но с ними в основном удается справляться. Что касается малой численности построенных и проданных вертолетов, то она объясняется спецификой проекта. Военно-морским силам требуется меньше авиационной техники, чем ВВС. Кроме того, далеко не все потенциальные покупатели NH90 NFH имеют желание и возможность приобрести его.
Таким образом, палубная модификация «европейского» вертолета NH90 уже показывает неплохие для своего класса коммерческие успехи, а также демонстрирует высокий модернизационный потенциал, позволяющий адаптировать ее под нужды конкретных заказчиков. Серийное производство такой техники продолжается, а также появляются новые модификации. Это означает, что международный консорциум NHI справился со всеми трудностями и выполнил поставленную задачу по созданию «общеевропейского» вертолета.
Источник: topwar.ru