Какими же были первые танки, появившиеся на полях сражений?
«Пионерами» в данном вопросе считаются британцы, однако на самом деле на производство танков их вдохновили военные союзники – французы. Многие специалисты сегодня считают Renault FT самым успешным танком Первой мировой войны. Более того, вооруженные силы нескольких стран, в том числе США, приобрели лицензии на выпуск этой машины и использовали различные ее модификации до самой Второй мировой.
Франция
К 1917 году французы сделали прототип, который молниеносно запустили в серийное производство. К концу войны 4500 штук были поставлены на поля сражений практически без всяких дополнительных усовершенствований. Да и к чему?
Renault FT в своем легком весе был почти совершенством. Экипаж танка состоял из двух человек, находившихся один за другим в пространстве, имевшем ширину чуть меньше плеч взрослого мужчины. Впереди водитель, сразу за ним командир-стрелок.
Задний «хвост» был разработан таким образом, чтобы машина легко преодолевала окопы, а современное шасси хорошо работало практически на любом грунте и рельефе. Однако находиться в машине было тем еще «удовольствием»: почти все свободное пространство занимала аппаратура. Четырехцилиндровый двигатель в задней части, рычавший и грохотавший как адская кузница, был отделен от экипажа только тонкой перегородкой.
Механик-водитель буквально «влипал» в рычаги управления. Командир нависал над ним так близко, что единственным способом связи или управления был хороший пинок в спину. Павда, при этом разрабатывалась целая система «кодовых» пинков...
Дело вовсе не в бесчеловечности конструкторов, а в том, что поначалу они планировали использовать FT лишь для коротких атак, и потому не сильно заботились о комфорте экипажа. Ну, приходилось командиру этой машины все время стоять... Потерпит!
Однако жизнь внесла свои коррективы, и со временем разработчики Renault были вынуждены все-таки добавить в его конструкцию некоторые изменения, хоть как-то облегчившие мучения несчастных членов экипажа.
Вооружение FT изначально состояло из 37-миллиметрового полуавтоматического короткоствольного орудия или 7,92-миллиметрового пулемета. К сожалению, французский
«танк успеха»
оказался технически ненадежным.
Треть свежих экземпляров, покидающих фабрики, приходилось немедленно возвращать в ремонт. Из-за постоянной нехватки деталей обслуживание на поле боя было довольно сложным. Ситуация усугублялась также скверным качеством топливных фильтров и ремней вентилятора. В последние месяцы Первой мировой войны 10 % машин на передовой стояли в ожидании запчастей.
Германия
Поначалу, какими бы ужасными ни были танки Антанты для немцев, они сочли, что дешевле и эффективнее сосредоточить свою энергию на разработке противотанковой артиллерии, а не на постройке собственных аналогичных машин. Однако со временем до тевтонов дошло, что без «брони» на современном театре военных действий – никуда. С изрядным запозданием, но они тоже начали двигаться в этом направлении.
Единственный немецкий танк Первой мировой войны был, скорее, неплохо вооруженным транспортным средством, нежели танком в современном понимании – пусть даже и с поправкой на то далекое время. Его дешевая стальная броня толщиной 20–30 миллиметров защищала разве что от вражеских пуль, но не от гранат.
Зато внутрь дымного и громыхающего «чрева» этого чуда техники экономные немцы умудрились запихать аж 17 солдат! Кроме того, тридцать тонн веса и низкий клиренс сделали A7V пригодным для использования разве что на приличных европейских дорогах. С другой стороны, вооружен он был что надо.
Также немецкий A7V давал фору конкурентам еще кое в чем: два бензиновых двигателя Daimler в 200 лошадиных сил сделали его самой мощной боевой машиной своего времени.
В результате он оказался непревзойденным по скорости движения, хотя данная характеристика никогда не использовалась из-за большого расхода топлива, и в реальности он делал не более 5 километров в час. При этом запас хода составлял 60 километров – несмотря на 500-литровый топливный бак.
Что обязательно стоит отметить в A7V, так это его невероятно качественное изготовление, которое было ужасно дорогостоящим, поскольку проводилось вручную. Из-за последнего стандартизация была практически невозможна. Не было двух одинаковых деталей...
Италия
Подобно французам и немцам, итальянцы отказались от трапециевидной конструкции английских танков.
Усиленно работая, они хоть и с некоторым опозданием, но также поставили в строй бронированных представителей новой армии. В 1917 году были готовы только планы, сам же прототип Fiat появился только в 1918 году. Что заставляет вспомнить об их творении по имени Fiat 2000, так это его вес, вооружение и броня.
Во вращающейся башне 40-тонного монстра находилась самая мощная на тот момент пушка с калибром 65 миллиметров. В состав бортовой системы вооружения, помимо нее, входили восемь 6,5-миллиметровых пулеметов. Его двадцатимиллиметровая броня была сделана из бронеплиты высочайшего качества, которая по своим свойствам превосходила все современные образцы.
Впрочем, в 1917–1918 годах итальянцам ничего не оставалось, как использовать для своих войск «лицензионные» французские FT.
США
Соединенные Штаты, которые вступили в войну в ее последние месяцы, также появились на европейском поле боя с «вторичной» версией Renault FT. Но практически в то же время Ford Motor Company (первая в США) представила проект полностью американского танка.
Он был легче FT всего на 3 тонны, был шире, что делало его более устойчивым, чем «француз». Стрелок и командир находились уже не друг за другом, а рядом. Однако двигатель не был отделен от салона, поэтому пребывание в зловонном, жарком и шумном внутреннем пространстве, по многочисленным отзывам, сильно снижало боевые качества экипажа...
Еще одним серьезным недостатком этого 3-тонного танка было отсутствие поворотной платформы. Таким образом, его можно было рассматривать только как самоходный 7,62-миллиметровый пулемет, хотя в свое время он считался достаточно маневренным с его 90-сильным двигателем и максимальной скоростью 12 километров в час.
Тем не менее, Ford не успел приобрести серьезный боевой опыт потому, что из заказанных армией 15000 единиц, к концу войны только две прибыли в войска США, дислоцированные во Франции.
Вот такими они были – первые боевые «лоханки».
Композитная броня, сверхсильные двигатели, компьютеризированные системы управления огнем, мощные орудия – все это было еще впереди.
Так начиналась танковая эра человечества.
Источник: topwar.ru