«Ягдтигр», рендер из игры War Thunder
«Ягдтигр» стал венцом развития класса истребителей танков гитлеровской Германии.
Большая неповоротливая машина, созданная на базе тяжелого танка «Тигр II», имела объемную отлично бронированную рубку, в которой удалось разместить орудие большого калибра. Как и в случае с тяжелыми танками «Тигр», немецкие конструкторы обратили свой взор на зенитную артиллерию, остановившись на 128-мм зенитном орудии FlaK 40.
Получившаяся боевая машина была практически неуязвима в лобовой дуэли со всеми танками союзников. При этом сам «Ягдтигр» мог легко поражать танки противника с очень больших дистанций, благодаря чудовищной мощности и бронепробитию своего 128-мм орудия с длиной ствола 55 калибров. Однако за такую возможность пришлось расплачиваться огромной боевой массой машины – более 70 тонн. Вес негативно сказывался на ходовой части и подвижности «Ягдтигра», который злые языки называют не истребителем танков, а передвижным бункером.
Ультимативное орудие
Истребитель танков «Ягдтигр» был разработан в Германии в период с 1942 по 1944 гг. на шасси тяжелого танка «Королевский тигр» или (как его ещё называют) «Тигр II». Основным предназначением самоходки была борьба с бронетехникой союзников. С одной стороны, это была попытка создать чудо-оружие. С другой – перспективное противотанковое средство, способное эффективно сдерживать армады вражеских танков при отступлении.
Всю вторую половину войны немцы балансировали между созданием достаточно интересных единиц бронетехники и проектов крайне сомнительной ценности и трудозатрат. «Ягдтигр» находился где-то посередине между этими двумя крайностями.
Особенностью самоходки изначально должно было стать орудие, которое не оставляло бы шансов ни одному танку союзников. И с этой задачей немецкие конструкторы справились. Как и в случае с тяжелыми танками «Тигр», проектировщики обратились к уже существовавшим зениткам, повысив ставки. В качестве основы была выбрана 128-мм зенитная пушка FlaK 40, преобразованная в противотанковое орудие PaK 44 L/55 с длиной ствола 55 калибров. Вариант для самоходки получил индекс StuK 44.
128-мм зенитная пушка FlaK 40
28-килограмовый бронебойный снаряд данной пушки пробивал лобовую броню всех танков союзников и не терял своей актуальности вплоть до 1948 года. По крайней мере, именно такие оценки фигурируют сегодня среди ряда специалистов.
Бронебойный снаряд данного орудия с баллистическим колпачком даже на дистанции два километра пробивал 190 мм брони при угле встречи в 30 градусов от нормали. Первым танком, который выдерживал обстрел из неё, стал ИС-7.
Наиболее массовому американскому танку Второй мировой войны «Шерману» данное орудие не оставляло никаких шансов. Американские танки поражались на дистанции от 2,5 до 3,5 километров. И здесь играло роль не столько бронепробитие 128-мм снаряда, сколько сама возможность совершения прямого выстрела на такой дистанции. Не оставлял этот снаряд шансов и тяжелому советскому танку ИС-2.
Нарезное 128-мм орудие было достаточно громоздким и отличалось большой массой. По этой причине конструкторы реализовали не самую обычную конструкцию, отказавшись от классического для противотанковых САУ монтажа орудия. 128-мм пушка была установлена внутри рубки на специальной тумбе, которая размещалась на полу боевого отделения.
Орудие обладало большой мощью и большой отдачей, негативно действовавшей на ходовую часть «Ягдтигра», которая и так была слабым местом машины. По этой причине стрельба велась главным образом только с места. Боекомплект пушки состоял из 38–40 снарядов, как бронебойных, так и осколочно-фугасных.
По воспоминания известного немецкого танкиста Отто Кариуса, 8-метровый ствол пушки истребителя танков разбалтывался уже после непродолжительной поездки по бездорожью. После этого нормально прицеливаться из орудия было крайне проблематично, «Ягдтигр» нуждался в обслуживании и ремонте.
Неудачной, на его взгляд, была и конструкция стопора, который фиксировал 128-мм орудие в походном положении. Стопор невозможно было отключить изнутри САУ. Поэтому кому-то из членов экипажа приходилось на время покидать боевую машину.
Сложности с лишним весом
«Королевский тигр», на базе которого был спроектирован «Ягдтигр», и сам не был удачной машиной в плане ходовой части и динамических характеристик. В версии истребителя танков (с усиленным бронированием и мощной пушкой) ходовая чувствовала себя совсем паршиво, а сам «Ягдтигр» натурально страдал от ожирения.
Боевая масса самоходки могла доходить до 75 тонн. Для такой массы двигателя Maybach» HL 230 мощностью 700 л. с было уже точно недостаточно. Но ничего другого у немцев на тот момент не было. Для сравнения: такой же двигатель немцы ставили и на «Пантеру», боевая масса которой была без малого на 30 тонн меньше.
Неудивительно, что передвижной бункер оказался неповоротливым, отличался плохой динамикой и не разгонялся по пересеченной местности быстрее 17 км/ч. При этом двигатель потреблял огромное количество топлива в тот момент, когда в Германии оно уже было в дефиците.
Запас хода «Ягдтигра» по шоссе не превышал 170 км, по пересеченной местности – всего 70 км. Проблемой стало и то, что не каждый мост мог выдержать самоходку массой более 70 тонн.
Корпуса недостроенных истребителей танков «Ягдтигр»
«Ожирение» боевой машины было вызвано не только использованием орудия чудовищной мощи, противотанковый вариант которого весил более 9 тонн, но и мощнейшим бронированием. Корпус практически без изменений достался самоходке от «Королевского тигра». Его верхний лобовой лист толщиной 150 мм устанавливался под углом 40 градусов. Нижний бронелист имел толщину 120 мм и устанавливался под таким же уклоном.
Лучше всего была бронирована рубка, на изготовление которой пошли бронелисты ещё довоенного изготовления, предназначавшиеся для Кригсмарине. Толщина лобовой брони составляла 250 мм, при этом угол наклона составлял 15 градусов. Пробить эту броню танки и противотанковая артиллерия союзников были не в состоянии.
Бронирование и пушка отчасти компенсировали низкие подвижные характеристики боевой машины, а также ненадежность ходовой части, которая просто не справлялась с таким весом. Если самоходка успевала занять позицию, она могла уверенно поражать бронетехнику противника, не особо заботясь о маневренности.
При этом машина не относилась к малозаметным, высота «Ягдтигра» составляла почти три метра. Укрыть самоходку на местности было настоящей проблемой, чем достаточно хорошо пользовалась американская штурмовая авиация, господствующая над полем боя. Не сильно помогали даже придававшиеся батальонам «Ягдтигров» зенитные САУ Wirbelwind, Flakpanzer и Ostwind.
Боевое применение
Истребители танков «Ягдтигр» серийно выпускались с 1944 по 1945 гг. практически до самого завершения Второй мировой войны. При этом данная противотанковая самоходка оказалась очень сложной и дорогой в изготовлении.
В совокупности с разрушением заводов воздушными бомбардировками союзной авиации и перебоями в поставке деталей и материалов из-за всё более катастрофичного для Германии положения дел на фронте, промышленности удалось выпустить крайне малое количество «Ягдтигров». По разным оценкам было выпущено от 79 до 88 гигантских самоходок.
Все построенные и принятые войсками «Ягдтигры» воевали в составе двух отдельных тяжелых противотанковых батальонов. Это были 512-й и 653-й тяжелые батальоны истребителей танков, действовавшие в основном на Западном фронте в конце зимы 1944 года и весной 1945 года.
Оказать хоть сколько-то значительный вклад на ход боевых действий данные боевые машины не могли по причине своей малочисленности. Несмотря на это в ряде боев «Ягдтигры» подтвердили свою эффективность, нанеся наступающим войскам союзников существенный урон.
Командиром второй роты 512-го тяжелого батальона истребителей танков был немецкий танковый ас Отто Кариус. В марте 1945 года шесть «Ягдтигров» его танковой роты успешно показали себя при защите моста через Рейн в районе Ремагена. Не потеряв ни одной самоходки, немцы отразили атаки танков союзников, уничтожив значительное количество бронетехники.
В этих боях в очередной раз подтвердилась мощь 128-мм орудия, которое не оставляло ни единого шанса танкам «Шерман», успешно поражая их на расстоянии 2,5 и даже 3 км.
Для других танков «Ягдтигры» были практически неуязвимы. Поразить их в лоб было крайне проблематично, особенно с дистанций, на которых немцы уже могли вести эффективный огонь.
Известно, что большая часть потерь 653-го батальона была вызвана не воздействием танков противника, а стала результатом авиаударов и артиллерийских обстрелов (30 процентов). Ещё 70 процентов самоходок вышли из строя по техническим причинам или в результате дефектов. И были подорваны экипажами. Уничтожались «Ягдтигры» и по причине израсходования горючего и боеприпасов.
При этом один «Ягдтигр» 653-го тяжелого батальона истребителей танков всё-таки записали на свой счёт советские танкисты.
6 мая 1945 года «Ягдтигр» данного батальона был подбит в Австрии при попытке прорыва к американским войскам. Экипаж истребителя танков не смог подорвать самоходку под огнем советских войск, в результате чего та стала законным трофеем Красной Армии.
Сегодня данную самоходку все желающие могут увидеть в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке.
«Ягдтигр» в бронетанковом музее в Кубинке. Фото: Mike1979 Russia, wikipedia.org
Можно отметить, что сами немцы понимали все уязвимости «Ягдтигра» и его слабые места, сразу же оснастив боевую машину стационарными подрывными зарядами для самоуничтожения. Согласитесь, не самая распространенная практика.
Штатные заряды разместили под двигателем и под казенником пушки. Использовать их экипаж должен был в случае технической неисправности и невозможности эвакуации самоходки в тыл.
С одной стороны, подрывные заряды помогали не сдавать противнику уникальную боевую технику в рабочем состоянии. С другой – заряд взрывчатки под казенником орудия вряд ли добавлял оптимизма экипажам противотанковых САУ, многие из которых были слабо подготовлены.
Наряду с техническими трудностями, слабая подготовка немецких танкистов, воевавших на «Ягдтиграх» в конце Второй мировой войны, стала для танковых войск рейха серьезной проблемой.
Источник: topwar.ru