Выкатка первого вертолета CH-53K, 2014 г.
В настоящее время в Корпусе морской пехоты США и в ряде других стран эксплуатируется тяжелый транспортный вертолет Sikorsky CH-53E Super Stallion. Для его замены создана новая машина CH-53K King Stallion. К настоящему времени компания-разработчик успела запустить серийное производство и получить первые контракты. Поставка готовых машин заказчикам начнется уже в этом году.
В поисках замены
Вертолеты CH-53E были приняты на вооружение в начале восьмидесятых годов. В интересах КМП и ВМС было построено ок. 180 таких машин. Большая часть этой техники до сих пор остается в строю и решает поставленные задачи, но ее эксплуатация сложна из-за выработки ресурса и общего устаревания.
В начале двухтысячных годов КМП США выступил с предложением о продлении ресурса и модернизации наличных CH-53E. Однако по ряду причин такие планы реализовать не удалось. В середине десятилетия компания «Сикорский» (сейчас входит в состав Lockheed Martin) предложила Корпусу глубоко модернизированный вариант вертолета с рабочим обозначением CH-53X. Этот проект предлагал строительство новых вертолетов с рядом важнейших изменений в конструкции и составе оборудования.
Опытные вертолеты на испытаниях, 2016 г.
Весной 2006 г. Пентагон выдал компании Sikorsky заказ на проведение проектных работ и последующее строительство вертолетов. Новый вариант получил официальное обозначение CH-53K, а позже ему присвоили имя King Stallion. В соответствии с договором, летные испытания должны были начаться в 2011 г., а к середине десятилетия планировался старт серийного производства. До 2021 г. «Сикорский» должен был построить 156 вертолетов общей стоимостью 18,8 млрд долл.
В 2007 г. условия контракта пересмотрели. Теперь КМП требовал построить 227 вертолетов. Однако в тот же период разработка проекта столкнулась с техническими сложностями и отстала от графика. К примеру, не полностью укомплектованный вертолет для наземных испытаний удалось построить только к концу 2012 г., а первые полеты сдвинули на 2015-16 гг. Кроме того, изменилась расчетная стоимость серийного строительства, а заказ сократили.
Наземные испытания первого CH-53K начались только в январе 2014 г. Первый полет провели 27 октября 2015 г. Следующие два с половиной года ушли на разносторонние испытания перед передачей заказчику. Параллельно с этим построили еще три опытные машины. В мае 2018 г. первый King Stallion отправился в одну из частей КМП для дополнительной проверки и опытной эксплуатации. На этом этапе проект вновь столкнулся с техническими проблемами, результатом чего стали очередные переносы сроков.
Способы модернизации
Затягивание работ, а также «выдающееся» отставание от изначального графика и рост стоимости были связаны, главным образом, с необходимостью серьезной переработки исходного проекта и внедрения ряда решений и компонентов. Модернизация до CH-53K затронула все ключевые компоненты вертолета, что сказалось на сложности отработки и доводки, но позволило получить прирост основных характеристик.
Заметной переработке подвергся планер. Его основную часть расширили для увеличения доступных объемов. Так, КМП требовал, чтобы в вертолет можно было загнать автомобиль HMMWV. Ширину кабины увеличили на 1 фут, что привело к росту объема на 15%. Были разработаны новые бортовые спонсоны уменьшенной ширины, за счет которых компенсируется рост поперечника фюзеляжа и уменьшается общий габарит машины. Часть металлических деталей планера заменили более легкими композитными аналогами.
Кардинально переработана силовая установка. Вертолет получает три турбовальных двигателя General Electric T408 с максимальной мощностью 7500 л.с. каждый. Разработаны новый редуктор и улучшенная втулка несущего винта, соответствующие повышенной мощности двигателей. Внедрены новые композитные лопасти несущего винта. Некоторой доработке подверглись рулевой винт и его привод.
Впервые в семействе CH-53 использована т.н. стеклянная кабина с выводом всей информации на многофункциональные дисплеи. Старая проводка управления заменена электродистанционной системой с обратной связью. За счет автоматических систем управления и контроля экипаж сокращен до 4 чел.
Вертолет получает современную систему самодиагностики, заимствованную из проектов коммерческой техники. Система следит за состоянием узлов и агрегатов, а также передает данные наземному комплексу обслуживания. Последний включает элементы искусственного интеллекта, способные делать прогнозы и выдавать рекомендации эксплуатационного характера. Все это упрощает и удешевляет эксплуатацию.
По результатам такой модернизации габариты вертолета в целом остаются прежними, хотя стояночная высота увеличивается с 8,46 до 8,66 м. Максимальный взлетный вес вырос до 39,9 т против 33,3 т у CH-53E.
В кабине устанавливаются сиденья новой конструкции для 30 чел. Возможна погрузка 24 лежачих раненых. Внутри фюзеляжа допускается перевозка грузов максимальной массой до 15,9 т. В частности, возможна загрузка поддонов типа 463L и стандартных поддонов КМП. Возможно переоборудование вертолета в заправщик, для этого в грузовой кабине ставится тактическая система дозаправки с тремя баками по 3 куб.м каждый. Максимальная нагрузка на внешней подвеске – 16,3 т на центральном крюке. Дополнительные точки внешней подвески допускают груз до 11,4 т.
От предшественника CH-53K отличается повышенными летными характеристиками. Максимальная скорость увеличена с 280 до 310 км/ч. Боевой радиус с номинальной нагрузкой в 12,25 т – 200 км. Имеется возможность дозаправки в полете для увеличения дальности.
Тренажер для подготовки пилотов CH-53K
Контракты на поставку
Первый контракт на серийное производство и поставку вертолетов CH-53K King Stallion компания «Сикорский» получила еще в 2006 г. В дальнейшем его условия несколько раз пересматривались, и сейчас речь идет о поставке 200 вертолетов общей стоимостью 23,18 млрд долл. Первые машины, построенные для испытаний, переданы КМП и теперь обеспечивают подготовку пилотов. Вместе с вертолетами планируется поставка тренажерных комплексов. Первое такое изделие передали заказчику в прошлом году.
Согласно текущим планам Пентагона, не позднее сентября 2021 г. КМП получит первый вертолет серийного производства с малым темпом. В дальнейшем планируется рост производства, и в 2023-24 гг. завершится переоснащение первой эскадрильи. Производство CH-53K будет продолжаться до конца двадцатых годов. За счет него пройдет модернизация восьми боевых эскадрилий, одной учебной и одной резервной. Сейчас эти подразделения летают на устаревших CH-53E.
С конца шестидесятых годов ВВС Израиля эксплуатируют вертолеты CH-53D Yasur и регулярно проводят ремонты и модернизации. В 2009 г. израильское военное ведомство проявило интерес к проекту CH-53K и выразило готовность купить такую технику – после завершения разработки и запуска серии.
Не так давно Израиль изучил имеющиеся предложения и выбрал для закупки новый King Stallion. 25 февраля было объявлено, что решение о приобретении такой техники принято, и в ближайшее время появится реальный контракт. По разным данным, Минобороны Израиля может купить 20-25 вертолетов. Этого хватит для полной замены имеющихся «Ясуров».
В начале 2018 г. Германия объявила о намерении заменить наличные CH-53G новым тяжелым вертолетом. Планировалось приобрести не менее 40 машин общей стоимостью ок. 4 млрд евро. В течение следующих лет Бундесвер изучал предложения потенциальных поставщиков, среди которых была компания Sikorsky / Lockheed Martin.
В сентябре 2020 г. немецкое командование объявило о прекращении текущего конкурса ввиду чрезмерной сложности и дороговизны. Теперь планируется пересмотреть условия и провести новый тендер. Будет ли в нем участвовать вертолет CH-53K и удастся ли ему победить – неизвестно.
В отличие от предшественников, CH-53K способен перевозить основной автомобиль армии
В разное время поступали сообщения об интересе к CH-53K со стороны других зарубежных государств. Однако пока дальше новостей дело не пошло. О переговорах ничего не известно, контракты на поставку не подписывались. Возможно, такая ситуация изменится в будущем, и компания «Сикорский» / «Локхид-Мартин» будет строить новые вертолеты не только для США и Израиля.
История продолжается
Наблюдаемые процессы показывают, что семейство вертолетов CH-53, несмотря на солидный возраст, все еще сохраняет потенциал для модернизаций. Новый проект King Stallion предлагает замену ключевых агрегатов и позволяет получить очередной прирост характеристик, а также продлить сроки службы.
Рост характеристик, обеспеченный последней модернизацией, имеет любопытное последствие. По грузоподъемности CH-53K обошел всех основных конкурентов и теперь является вторым в мире, уступая только российскому Ми-26. Кроме того, он оказывается самым тяжелым и грузоподъемным вертолетом, пригодным для базирования на кораблях.
КМП США и Армия Израиля эксплуатируют вертолеты Sikorsky CH-53G/E в течение нескольких десятилетий. Теперь они планируют переоснащение вертолетных частей при помощи современных машин CH-53K King Stallion. Вертолеты новой постройки смогут нести службу еще несколько десятков лет – и тем самым еще долго будут определять облик авиационного парка структур-заказчиков.
Источник: topwar.ru