Да, ох уж эти британские джентльмены! Как, негодяи, меняли правила игры, когда игру проигрывать начинали! Но как у них это здорово получалось!
Наша сегодняшняя история – история наплевательства на все эти договоры, вашингтонский и лондонский вместе взятые, которая, однако, породила весьма и весьма хорошие корабли.
Речь пойдет о крейсерах типа «Southampton». Легких крейсеров этого типа было построено пять, и они отпахали войну, что называется, «от звонка до звонка». И войну закончили четыре из пяти. А после войны служили по полной программе, и последний, самый знаменитый, пожалуй, «Шеффилд», был разобран на металл в 1968 году. Однако – карьера удалась…
Итак, «Саутгемптоны» - это первая серия кораблей класса «Town», которую бросились проектировать, узнав о том, что коварные японцы построили «Могами».
15 стволов по 155-мм – и британцы поняли, что если придется (а пришлось в итоге!) столкнуться где-то в районе колоний, то британские легкие крейсера типа «Линдер» с их 8 орудиями по 152-мм просто не будут иметь шансов. Про «Аретьюзы» с их шестью 152-мм орудиями даже вспоминать не хочется.
В общем, срочно нужен был защитник. Потому что разведка донесла, что японцы собираются строить десяток кораблей типа «Могами», соответственно, британцам нужно было иметь два десятка (а то и больше) тех же «Линдеров», чтобы хоть как-то да противостоять.
Столько крейсеров Британия не могла себе позволить, несмотря на то, что колонии в том регионе, где капала слюной Япония у них имелись в большом количестве и защищать их все равно пришлось бы.
В общем, как бы не хотелось лордам Адмиралтейства строить дешевые «Аретьюзы», но увы, пришлось напрячь и бюджет, и конструкторов. Потому что 35 узлов, на которых мог идти «Могами» и его 15 стволов 155-мм – это было очень неприятно понимать. Лорды понимали, адмиралы выли и требовали денег на корабли. Планы пересматривались на ходу. Когда было нужно, британцы забывали о консервативности и начинали рвать и метать.
Собственно, так империи и строились. А в империях строились крейсера и линкоры для защиты интересов империй.
И в Великобритании 1933 года бросились разрабатывать крейсер с 12 орудиями 152-мм. Вертикальная броня должна была держать 152-мм снаряды на всех дистанциях, горизонтальная защита погребов - до 105 кабельтовых, защита силовой установки - до 80 кабельтовых.
А еще считалось, что хороший крейсер обязан тащить на себе эскадрилью (ладно, половину) гидросамолетов. От 3 до 5 штук.
Дальность плавания должна была быть не меньше, чем у «Линдера», иначе вообще смысла не было огород городить, а вот скорость разрешили сделать поменьше – 30 узлов.
Вот со скоростью странно все смотрится. Если мы говорим о том, что новые крейсера должны были по идее противодействовать «Могами», то как бы для этого они должны были уметь две вещи:
— догнать «Могами» при необходимости;
— при иной необходимости смыться от того же «Могами».
Как это сделать, имея разницу в 5 узлов – мягко говоря, не понятно.
Тем не менее, работы начались. Чтобы не тратить времени на разработку «с нуля», было принято решение взять за основу крейсер «Амфион». Это улучшенный вариант «Линдера», который можно было без особых усилий расширить, чтобы установить трехорудийные башни вместо стандартных двухорудийных.
В итоге работы получился проект крейсера, имевшего вооружение из 4 x 3 152-мм орудий, 3 x 2 102-мм зениток, 3 x 4 12,7-мм пулеметов, 2 x 3 533-мм торпедных аппаратов и от 3 до 5 самолетов.
Бронирование состояло из 127-мм пояса, 31-мм палубой над энергетической установкой и 51-мм над погребами боезапаса. Стандартное водоизмещение варьировалось от 7 800 до 8 835 тонн, скорость — от 30 до 32 узлов.
Всего было подано четыре проекта, которые не сильно различались между собой. За исключением количества дислоцируемых самолетов на корабле и орудий вспомогательного калибра, все четыре дизайна отвечали поставленным Адмиралтейством требованиям. За основу был принят самый тяжелый вариант.
В итоге в Адмиралтействе пришли к выводу, что 32 узла – это самый минимальный минимум, которым должен обладать крейсер. А лучше еще больше.
Кроме того, сразу же, как только был утвержден проект, начались переделки. Сперва количество самолетов уменьшили до трех. Поворотную катапульту заменили на неподвижную, которая располагалась поперек палубы. Решили, что будет проще довернуть крейсер, зато сэкономить вес.
Зенитное вооружение было решено усилить двумя счетверенными 40-мм установками «пом-пом», еще одной спаренной установкой 102-мм орудий и вторым зенитным директором для управления.
Водоизмещение ожидаемо выросло до 9 110 тонн. Уже не совсем легкий крейсер, но и не тяжелый, которые начинались от 10 000 тонн. Но все было впереди…
В 1934 году началось строительство первых двух кораблей, которым дали названия «Минотавр» и «Полифем». Однако через некоторое время в Адмиралтействе приняли решение дать всей серии имена в честь британских городов, и эти корабли переименовали в «Саутгемптон» и «Ньюкасл». Следующие три крейсера были названы «Шеффилд», «Глазго» и «Бирмингем».
При строительстве кораблей были внесены легкие изменения в конструкции типа увеличения топливных цистерн, установки третьего зенитного директора. Однако, в строй корабли вошли даже с небольшой недогрузкой по водоизмещению.
Реальное водоизмещение «Саутгемптона» было 9090 т, «Ньюкасл» — 9083 т, «Шеффилд» — 9070 т, «Глазго» — 9020 т, «Бирмингем» — 9394 т.
Это дало весьма неплохую возможность для маневра с вооружением и оснащением кораблей.
В первую очередь это коснулось бронирования. По сравнению с «Амфионом» оно было увеличено. Увеличили длину бронепояса и его толщину. Теперь бронепояс прикрывал не только энергетическую установку и артиллерийские погреба, но и погреба боезапаса зенитной артиллерии. Был защищен и центральный пост.
Пояс из 114-мм цементированной брони опускался ниже ватерлинии на 0,91 м, а по высоте доходил до главной палубы. Замыкали пояс 63-мм траверзы, а сверху накладывалась 32-мм бронепалуба, которая шла от погребов башни А до румпельного отделения.
Артиллерийские погреба имели вид короба со стенкой толщиной 114-мм стенками.
Башни и барбеты были слабым местом, так как толщина их брони составляла всего 25 мм.
В остальном же можно было считать крейсера вполне защищенными кораблями. Общий вес брони составил 1431 т или 15,7% от стандартного водоизмещения.
Силовая установка состояла из стандартных котлов и ТЗА Адмиралтейского типа, общей мощностью 78 600 л.с. На испытаниях «Саутгемптон» развил скорость 33 узла, а при полной загрузке в 10 600 тонн 31,8 узла.
Объем топливных цистерн позволял брать 2 060 тонн нефти и пройти на этом количестве 7 700 миль при скорости в 13 узлов.
Экипаж состоял из 748 человек, на флагманском корабле численность составляла 796 человек.
Вооружение.
«Саутгемптон» стал первым британским крейсером, на котором установили новые трехорудийные башенные установки Mk.XXII, пусть и со старыми 152-мм/50 орудиями Mk.XXIII. Они имели высокую степень автоматизации, что обеспечивало в теории весьма приличную скорострельность в 12 выстрелов в минуту. По факту, боевая скорострельность составляла не более 6 выстрелов в минуту.
Максимальный угол возвышения стволов равнялся 45 градусам, что обеспечивало дальность стрельбы в 23,2 км. Начальная скорость снаряда 841 м/с, бронепробиваемость на расстоянии 11 км – 76 мм брони, на расстоянии 20 км – 51 мм.
Заметной особенностью всех британских трехорудийных башен в том числе и на последующих моделях крейсеров, стало смещение среднего ствола на 76 см назад. Это было сделано для того, чтобы исключить взаимное влияние дульных газов при залпе и предотвратить рассеивание снарядов при выстреле.
Вспомогательная артиллерия
Зенитная артиллерия дальнего действия была совершенно такой же, как на крейсерах предыдущих серий, то есть, восемь 102-мм орудий Mk.XVI в четырех спаренных установках Mk.XIX.
Боевая скорострельность этих орудий 15-20 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда 811 м/с, дальность стрельбы при угле возвышения 45 градусов — 18,15 км, при угле возвышения 80 градусов — 11,89 км.
Зенитная артиллерия ближнего боя в виде двух счетверенных автоматов Vicker Mk VII калибром 40-мм, установленных на крышах самолетных ангаров на легких крейсерах появилась впервые.
40-мм орудия QF 2 pdr Mk VIII стреляли на дальность от 347 до 4,57 км в зависимости от вида боеприпаса.
Начальная скорость полета снаряда колебалась от 585 до 700 м/с, углы вертикальной наводки от
-10 до +80 градусов.
12,7-мм пулеметы Виккерс в счетверенных установках
Минно-торпедное вооружение
Два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата располагались на верхней палубе между 102-мм установками.
Авиационное вооружение
Крейсера оснащались поперечными палубными катапультами типа D-IH и могли принимать до трех гидросамолетов Supermarine Walrus (два в ангары, один на катапульту), но чаще всего в море брали только два.
Естественно, как только корабли вошли в строй, начались программы модернизаций крейсеров.
«Саутгемптон» в мае 1940 года получил радар типа 279.
«Ньюкасл». Получилось интересно. Сперва на крейсер в мае 1940 года смонтировали две 20-ствольных пусковые установки неуправляемых ракет UP. В мае 1941 корабль получил РЛС типа 286. В ноябре 1941-го с крейсера убрали ракетные установки, счетверенные 12,7-мм пулеметы, радар типа 286. Взамен установили 5 одноствольных 20-мм автоматов Oerlikon и две РЛС, тип 273 и тип 291.
В конце 1942 года с крейсера была снята катапульта, ангары и самолеты, снято авиационное и РЛС типа 291. Взамен установлено 10 одноствольных автоматов 20-мм Oerlikon и РЛС типов 281, 282, 284 и 285. В сентябре 1943 года 6 автоматов 20-мм были заменены на 4 спаренных установки 20-мм автоматов того же Oerlikon.
«Шеффилд» уже в августе 1938 года был оснащен экспериментальным образцом РЛС типа 79Y. Умение использовать РЛС весьма пригодилось экипажу в последовавшей войне.
В сентябре 1941 года вместо 12,7-мм пулеметов установили 6 одноствольных 20-мм автоматов Oerlikon и РЛС типов 284 и 285. В середине 1942 года радар типа 279 заменен целым набором РЛС: типы 281, 282, 283 и 273. Весной 1943 года установили еще 8 одноствольных автоматов 20-мм.
В январе 1944 года с «Шеффилда» демонтировали все авиационное оборудование и вместо него установили еще 8 автоматов Oerlikon. В течении капитального ремонта в 1944-45 годах с крейсера убрали одну артиллерийскую башню и на ее место установили 4 счетверенных установки 40-мм от Bofors, а 15 одноствольных 20-мм «Эрликонов» были заменены на 10 спаренных установок той же фирмы. РЛС типа 273 заменили на более новую тип 277.
"Бофорс
"«Глазго» в июле 1940 года получил радар типа 286 и две 20-ствольных установки НУР UP. Летом 1941 года ракетные установки были сняты. Летом 1942 года убрали 12,7-мм пулеметы и РЛС типа 286, вместо них установили 9 одноствольных 20-мм автоматов «Эрликон» и РЛС типов 281, 282, 284, 285 и 273. В декабре того же года 5 одноствольных 20-мм автоматов были заменены на 8 спаренных установок.
В октябре 1943 года добавлено еще 2 одноствольных 20-мм автомата, к концу 1944 – еще четыре. В ходе капитального ремонта в 1944-45 годов демонтировали башню ГК, авиационное оборудование, 2 спаренных и 4 одноствольных 20-мм автомата, РЛС типов 281, 284, 273. Вместо этого оборудования установили 2 счетверенных и 4 одноствольных 40-мм автоматов «Бофорс» и РЛС типов 281b, 294, 274.
«Бирмингем» в июне 1940 года получил одну 20-ствольную ракетную установку UP, которая была демонтирована в июле 1941-го. В марте 1942 года вместо 12,7-мм пулеметов установлено 7 одноствольных 20-мм «Эрликонов» и радары типов 291 и 284. Летом 1943 года демонтировано авиационное оборудование, 5 одноствольных автоматов заменены на 8 спаренных установок 20-мм, а РЛС типа 291 заменили радарами типов 281b и 273.
В конце 1944 года снята башня, установлено 4 счетверенных 40-мм установки «Bofors», 2 спаренных и 7 одноствольных автоматов 20-мм.
Логично, что полное водоизмещение крейсеров к концу войны возросло до 12 190 — 12 330 т. Для сравнения, тяжелый крейсер типа «Хокинс» имел водоизмещение 12 100 тонн. Да, разница между старым тяжелым крейсером и новым легким была не очень существенна, несмотря на все ограничения.
Боевое применение
«Саутгемптон»
В начале войны принимал участие в поисковых операциях в Атлантике, вместе с эсминцами «Джервис» и «Джерси» потопил немецкий пароход «Мелькенбур».
Участвовал в Норвежской операции, прикрывал действия эсминцев, получил попадание 500-кг бомбы, которая не причинила вреда и попал под атаку немецкой подводной лодки, но торпеды из-за дефекта не взорвались.
Был переведен в Средиземное море, где прикрывал конвои в Африку и на Мальту. Участвовал в бою у Спартивенто. На короткое время был переведен в состав антирейдерских сил в Индийском океане. Потом снова вернулся в Средиземное море.
11 января 1941 года «Саутгемптон» в составе конвоя ME6. В 220 милях к востоку от побережья Сицилии, конвой подвергся нападению 12 Ju.87.
Шесть самолётов атаковали «Саутгемптон», добившись в него двух попаданий 500-кг бомб. «Саутгемптон» получил тяжёлые повреждения, на нём бушевали пожары, которые сразу же вышли из-под контроля. Было принято решение оставить корабль и затопить, что было сделано крейсером «Орион».
«Ньюкасл»
В начале войны выполнял задания в Атлантике и Северном море. Искал немецкие блокадопрорыватели и рейдеры.
В ноябре 1940 года был переведен в Средиземное море, принимал участие в бою у Спартивенто.
В декабре оперировал в Южной Атлантике, искал немецкие блокадопрорыватели и рейдеры. В 1942 году проводил конвои в Индийском океане.
В июне 1942 года, находясь в Средиземном море, получил серьезные повреждения торпедой с немецкого торпедного катера. После ремонта, в 1943 году, был переведен в Индийский океан, где действовал против Японии вплоть до конца войны.
«Шеффилд»
Наверное, самый активный из британских легких крейсеров. 12 звезд за удачные боевые операции – это показатель того, что и крейсер был хорош, и экипаж ему под стать.
Весь 1939 год крейсер оперировал в Северном море и Атлантике, искал немецкие рейдеры и транспорты.
Принимал участие в десантных операциях в Норвегии, прикрывал высадки и эвакуировал войска.
Был переведен в Средиземное море, где в составе «Соединения Н» прикрывал мальтийские конвои. Принял участие в бою у Спартивенто. Перехватывал вишистские конвои, охотился за «Адмиралом Хиппером», который гонял британские конвои в Атлантике.
Участвовал в поиске и бою с линкором «Бисмарк». После боя патрулируя свой сектор, обнаружил и потопил немецкий танкер-снабженец подводных лодок «Fredriche Breme».
До ноября 1941 года крейсер оперировал в Северной Атлантике, после чего получил назначение в состав сил прикрытия североатлантических конвоев. До января 1943 года принял участие в проводке 11 конвоев.
Участник «Новогоднего боя» в Баренцевом море. Именно артиллеристы «Шеффидла» и «Ямайки» потопили эсминец «Фридрих Экхольдт» и накидали по полной программе «Адмиралу Хипперу».
В 1943 году был на короткое время переведен в Средиземное море, где прикрывал высадки американских войск на Сицилии и в самой Италии.
Далее был снова переведен на Север и принял участие в проводке конвоев и бою у Нордкапа. Получил залп от «Шарнхорста», который повредил двигатели. Но в итоге «Шарнхорст» был потоплен.
Затем выполнял различные задачи у побережья Норвегии.
Мало кораблей в британском флоте могут похвастаться участием в таких операциях, в каких участвовал крейсер «Шеффилд». А проводка 13 конвоев – это очень весомая помощь.
«Глазго»
Не столь богат на награды, как предшественник, но 4 звезды за успешные операции – это тоже неплохо.
В начале войны, до конца 1939 года патрулировал в Северном море.
В 1940 году принял участие в Норвежской операции. Прикрывал высадку войск, эвакуировал, вывез часть золотого запаса Норвегии в Великобританию, эвакуировал королевскую семью Норвегии.
В 1941 году был переведен в Средиземное море. Прикрывал британские авианосцы при осуществлении налета на Таранто. 3 декабря получил две торпеды от итальянских самолетов и встал на ремонт.
После ремонта был переведен в Индийский океан, где проводил конвои и охотился за немецкими рейдерами. Нашел «Адмирала Шеера», который пиратствовал, но не смог поддерживать контакт из-за нехватки топлива.
Был переведен обратно в метрополию. Принял участие в бою в Бискайском заливе 28 декабря 1943 года. Два крейсера, «Глазго» и «Энтерпрайз», сошлись в бою с 5 немецкими эсминцами и 6 миноносцами. В итоге 1 эсминец и 2 миноносца были потоплены.
Принимал участие в высадке войск союзников в Нормандии. Получил повреждения в бою с немецкими береговыми батареями, после ремонта до конца войны оперировал в Индийском океане.
«Бирмингем»
Начало войны встретил в Сингапуре и до 1940 года выполнял задания в Индийском океане.
В 1940 году был переведен для участие в Норвежской операции.
В 1941 году участвовал в операциях в Средиземном море. Был снова переведен в Индийский океан, где до середины 1943 года выполнял различные задания.
27 ноября 1943 крейсер прибыл в Восточное Средиземноморье, а 28 ноября у берегов Киренаики, получил торпеду с немецкой подводной лодки U-407. В результате попадания погибло 29 человек, у крейсера были затоплены носовые погреба, корабль получил дифферент в 8 градусов, а его скорость упала до 20 узлов. Ремонт продолжался до апреля 1944 года.
В 1944 году участвовал в операциях возле Норвегии, после чего был снова переведен в Индийский океан, где встретил конец войны.
Активная и плодотворная служба крейсеров типа «Саутгемптон» в качестве рабочих лошадок британского флота показывает, что на деле это получились весьма сбалансированные, крепкие и живучие корабли. С весьма приличным потенциалом для дальнейшего развития.
Да, легкими эти крейсера были исключительно по вооружению, что совершенно не мешало им выходить на противников, превосходящих их по всем статьям. Лучший тому пример – бой в Бискайском заливе, где против 17 орудий 152-мм и 22 торпедных аппаратов британских крейсеров было 20 орудий 150-мм и 24 орудия 105-мм плюс 64 торпедных аппарата немецких кораблей. Да, эсминцы и миноносцы не держали снаряды 152-мм орудий британцев, но шансы были у обеих сторон.
Огромные расстояния, которые могли преодолевать корабли, позволяли перебрасывать их из одного океане в другой ради выполнения задач.
В общем – это оказались очень хорошие крейсера.
Источник: topwar.ru