«Волк-18» в полете, отсек пусковых устройств открыт. графика "Алмаз-Антей
"
В 2019 г. российская промышленность представила первый отечественный беспилотный летательный аппарат вертолетного типа, предназначенный для перехвата мелких целей. Согласно последним сообщениям, беспилотник-перехватчик «Волк-18» успешно справился с летными и «боевыми» испытаниями, и теперь ведется подготовка к новым проверкам. По результатам будущих государственных испытаний определят реальные перспективы этой разработки.
Экспонат на выставке
Проект «Волк-18» разрабатывается компанией «Пром Композит» и НПО «Алмаз» из состава Концерна ВКО «Алмаз-Антей». Готовый образец впервые продемонстрировали на форуме «Армия-2019». Тогда были раскрыты некоторые характеристики и основные возможности изделия. О каких-либо успехах в ходе испытаний не сообщалось.
На днях в Москве прошла Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2021. На этом мероприятии «Алмаз-Антей» впервые показал БПЛА «Волк-18» доработанной версии. Были оглашены обновленные характеристики изделия, а кроме того, прозвучали важные новости о ходе проекта.
Разработчики утверждают, что недавно беспилотник-перехватчик прошел летные испытания. Проверялись все особенности работы изделия в воздухе. Кроме того, «Волк-18» осуществил тестовый перехват малоразмерных БПЛА. Уже в этом году планируется провести государственные испытания, которые определят будущее новой разработки.
Технические особенности
«Волк-18» представляет собой БПЛА вертолетного типа с четырьмя винтомоторными группами. Облик изделия определен в соответствии с решаемыми задачами и с учетом специфического набора агрегатов. По мере развития проекта экстерьер беспилотника не менялся, но серьезному обновлению подверглись внутренние агрегаты. Кроме того, были разработаны и внедрены новые принципы управления, упрощающие применение перехватчика.
Первый вариант перехватчика на выставке «армия-2019». Фото Vpk-news.ru
Перспективный БПЛА выполнен в углепластиковом корпусе сложной формы. Предусмотрен объемный фюзеляж для размещения средств управления, аккумуляторов и «вооружения». Четыре винтомоторные группы крепятся на двух Т-образных агрегатах. Используются электромоторы пиковой мощностью 550 Вт с двухлопастными винтами диаметром 400 мм.
Длина и ширина изделия без винтов не превышает 600 мм, высота – 400 мм. Взлетный вес – 6 кг, из них 2 кг полезной нагрузки. Заряда батареи хватает на 30 мин полета с патрулированием и перехватом цели.
В носовой части фюзеляжа предусмотрен прозрачный обтекатель, под которым расположено несколько оптико-электронных средств. В ходе недавней модернизации были внедрены новые оптические приборы с повышенными характеристиками. Обеспечен обзор в секторе 20×25 град. Бортовая электроника обеспечивает отправку видеосигнала на пульт оператора.
Модернизированный «Волк-18» получил новую систему управления, позволяющую работать как по командам с пульта, так и в автоматическом режиме. Последний позволяет беспилотнику самостоятельно выходить в заданный район, вести наблюдение и выявлять цели, а также наводиться на них и выполнять перехват. В таком случае за оператором остается только решение на атаку.
Под обтекателем оптики на носу имеется откидная крышка отсека вооружений. Под нею находится три устройства для запуска сеток. Стрельба осуществляется по командам оператора или автоматически, но с его разрешения. На случай израсходования боекомплекта предусмотрена возможность тарана цели.
Доработанный БПЛА на выставке NAIS-2021. Фото "Алмаз-Антей
"Малогабаритный «Волк-18» не предъявляет особых требований к средствам и условиям транспортировки к месту применения. Его подготовка к полету не занимает много времени и не представляет особого труда. При этом обеспечивается самостоятельное патрулирование и автоматизированный перехват целей. Таким образом, по совокупности характеристик беспилотник-перехватчик может представлять большой интерес для широкого круга эксплуатантов.
Ответ на угрозу
Широкое распространение БПЛА и развитие технологий, наблюдаемые в последние годы, приводит к появлению новых рисков. Боевой потенциал армейских разведывательно-ударных летательных аппаратов хорошо известен. Опыт последних конфликтов также показывает принципиальную возможность проведения атак при помощи недорогих гражданских БПЛА. Соответственно, все более важной и нужной становится тематика защиты от беспилотников. Средства защиты от таких угроз необходимы армии, а также силовым и гражданским структурам.
В настоящее время предлагается несколько основных способов борьбы с БПЛА, которые реализуются в массе разнообразных проектов из разных стран. Один из них предусматривает нейтрализацию цели при помощи контактных нелетальных средств. Именно к этому классу относится новый российский «Волк-18».
В основном режиме перехвата «Волк-18» использует выстрел сеткой. Последняя должна накрывать цель, мешая ее дальнейшему полету. В случае с БПЛА вертолетного типа сетка опутывает винты и останавливает моторы. Беспилотным самолетам угрожает не только остановка мотора, но и заклинивание рулевых поверхностей. После такого воздействия летательный аппарат не может продолжать управляемый полет; он планирует или падает – и разбивается. По всей видимости, «Волк-18» способен отправлять на землю как легкие, так и средние БПЛА. Он «поражает» воздушный винт, что позволяет перехватывать цели крупнее самого перехватчика.
Перехват при помощи сетки имеет очевидные преимущества, хотя и предъявляет некоторые требования. Плетеный «поражающий элемент» эффективно решает свою задачу, а промах при выстреле не угрожает окружающим объектам. В то же время, он требует достаточно высокой точности наведения. Кроме того, перехваченный объект бесконтрольно падает, что несет некоторую угрозу.
Вид с другого ракурса. Фото Bastion-karpenko.ru
Как следует из последних новостей, в проекте «Волк-18» была успешно решена проблема средств обнаружения и наведения. Более того, после модернизации беспилотник-перехватчик способен работать автоматически и успешно выполнять все свои функции.
Первый, но не последний
В настоящее время в нашей стране продолжается разработка разнообразных комплексов борьбы с беспилотной авиации, использующих самые разные принципы работы. Модернизированный вариант БПЛА «Волк-18» является первой отечественной разработкой такого рода, сочетающей в себе прямое воздействие на цель и возможность автоматической работы.
Перехватчик «Волк-18» прошел летные испытания и показал свою способность по перехвату малоразмерных воздушных целей. В этом году планируется начать государственные испытания, после чего изделие сможет пойти в серию и поступить в эксплуатацию в разных структурах. Вероятно, стартовым заказчиком станут вооруженные силы, проявляющие большой интерес к средствам противовоздушной обороны.
Успешное завершение работ по «Волку-18» может стать стимулом для дальнейшего развития направления автоматизированных беспилотников-перехватчиков. Новые образцы такого рода, разработанные разными организациями, могут показать в самое ближайшее время. Тенденции развития беспилотной авиации явно показывают, что такая техника не останется без задач – и обязательно найдет своих заказчиков.
Источник: topwar.ru