Танк Т-55АМ. Фото 2013 года, сделано в 94 км от Могадишо
Тогда твою возмужалость,
Твою непокорность судьбе
Оценит горький и трезвый
Суд людей равных тебе!
Редьярд Киплинг. «Бремя белых» Перевод А. Сергеева.
Танки-памятники. Танк Т-55, по сути дела, был достаточно глубокой и продуманной модернизацией предшествовавшего ему Т-54 и одновременно настоящим конгломератом опытно-конструкторских изысканий харьковского завода № 75 и ОКБ-520 из Нижнего Тагила.
Множество рук, как известно, равно как и голов, делают все лучше. Так что неудивительно, что этот танк нашел широкое применение не только в советской армии, но и во многих армиях мира.
А это фото башни Т-55, стоящего среди сосен в Пензе у часовни. В ходе обсуждения предыдущей статьи зашел спор о том, а тот ли это танк, и не ошиблись ли с подписью его экспоненты. Увы, выяснить это до лета не удастся, поскольку весь его по самую башню сегодня занесло снегом. Видны крепления под зенитный пулемет, а на Т-55 его не было? Но… не было только на первых моделях, а затем его вновь поставили, так что это ни о чем не говорит.
Не дремали и наши противники.
И здесь, в первую очередь, стало иметь значение вооружение последних новых танков в США, Англии, а затем и в Германии новой 105-мм танковой пушкой L7, разработанной оружейниками в Англии, но оказавшейся настолько удачной, что производить ее стали также и в США, присвоив индекс М68.
А подпись на табличке рядом – вот она. И поскольку за установку отвечал ПВАИУ, то почему бы ей и не верить?
Главным ее достоинством была высокая начальная скорость бронебойно-подкалиберного снаряда, равная 1475 м/с, что позволяло новым танкам наших потенциальных противников поражать Т-55 с расстояния в 1800 м. А на дистанции в 2000 м этот снаряд мог пробить лист брони толщиной 210 мм.
Специалисты рассчитали, что в дуэли Т-55 с М60 шансы на его победу над последним (при всех прочих равных показателях) равны 1:3. То есть, уничтожив один этот танк, мы рисковали потерять три наши машины.
Именно этот расчет и послужил причиной столь спешной разработки, а затем и принятия на вооружение танка Т-62, на который наряду с усилением бронирования начали ставить еще более мощную 115-мм гладкоствольную пушку У-5ТС.
Ну, а сегодня иллюстрациями к этому материалу вновь будут рисунки, сделанные А. Шепсом, и мы в очередной раз побываем в «нашем танковом паноптикуме». И первыми в нем пойдут танки Т-54, предшественники нашего Т-55… И начнем мы с самого первого Т-54, появившегося в далеком 1945 году.
Тут же вышло и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 (Т-55А) и Т-62» от 25 июля 1981 года, по которому (с учетом числа Т-55 в войсках) могло бы уйти примерно 15 лет.
Т-54-46-1 имел орудие с дульным тормозом и башню традиционной формы.
Прежде всего усилили бронезащиту башни: справа и слева от орудийной амбразуры поставили блоки брони, которые в войсках прозвали
«хомутами» и «бровями Ильича».
Конструктивно они представляли собой литые детали из броневой стали, имевшие толщину 30 мм, позади которых имелись короба с 5-мм стальными листами с промежутками в 30 мм с наполнителем из пенополиуретана. Подобное конструктивное решение сразу повысило защищенность танка: от подкалиберных бронебойных снарядов на 120 мм, а от обычных бронебойных снарядов на 200–250 мм.
Т-54-46-2. Башня, как вы видите, все еще традиционной формы, заимствованной от Т-34.
Ствол пушки был укрыт теплозащитным кожухом, что позволило уменьшить неравномерность его нагрева. Мелочь, казалось бы, но и кучность, и точность стрельбы это повысило.
Модернизированные танки получили обозначения Т-55М и Т-55АМ. Модернизация прибавила им веса. Так, Т-55М стал весить 40,9 т, а Т-55АМ до 41,5 т. Поэтому чтобы сохранить их подвижность на прежнем уровне, на них пришлось ставить двигатели повышенной мощности – В55У (620 л. с.), а затем и В-46-5М (690 л. с.).
Т-54 1947 года
В свою очередь, ходовую часть модернизованного танка решили прикрыть противокумулятивными резинотканевыми экранами. Но только ширина танка при этом превысила предельные габариты для перевозки по железной дороге. И, чтобы их возить, эти экраны нужно было снимать.
Над формой башни продолжают «колдовать».
Выпуск Т-55 продолжался вплоть до 1977 года, когда уже появились и более совершенные модели танков Т-62 и Т-72.
Однако его продолжали выпускать, справедливо считая, что хорошо освоенный в войсках танк (к тому же относительно дешевый и с высоким уровнем ремонтопригодности) вполне можно будет использовать в будущей тотальной войне с применением ядерного оружия.
Кстати, на этот случай для танкистов были созданы индивидуальные жилеты противорадиационной защиты. Ну а их рабочие места на тех же танках Т-55 дополнили локальной защитой от проникающей радиации.
И вот оно – почти все то же самое, но без маленького «заманчика» ну просто нельзя никак.
Опыт применения танков в Афганистане потребовал усиления его противоминной защиты.
С этой целью в днище Т-55 под сиденьем механика-водителя поставили каркас из стального швеллера толщиной 80 мм, который снизу закрыли шестью листами брони толщиной 20 мм. А справа за его сиденьем появился пиллерс – распорка, которая препятствовала прогибу днища при подрыве танка на мине. Дополнительное бронирование 20-мм листом получил и эвакуационный люк водителя, расположенный в днище.
И вот, наконец Т-54Б… С заманом на башне покончено навсегда!
На танках теперь стали устанавливаться дымовые гранатометы для стрельбы гранатами, снаряженными белым фосфором. А для защиты от напалма вся наружная электропроводка была упрятана в стальные трубки. Шланги от внешних топливных баков обложили асбестом в каркасе из металлической сетки.
Ну, а увеличением хода опорных катков с 135–149 мм до 162–182 мм (путем установки новых более совершенных торсионных валов) и высоты грунтозацепов на траках (вместе с использованием нового рисунка их опорной поверхности) добились повышения и без того высокой проходимости всех этих машин.
Т-54БМ – над люком заряжающего стоит КПВТ.
Т-55А оказался первым танком, снабженным комплексом «Дрозд», принятым на вооружение сентябре 1983 года.
А уже в декабре этого же года танк Т-55АД (такой индекс получили эти танки) эта машина была отправлена в войска.
Конструктивно «Дрозд» (общий вес около одной тонны) состоял из двух РЛС обнаружения подлетающих к танку боеприпасов и системы вооружения, отстреливающей в их направлении осколочно-фугасный снаряд ЗУОФ14, подрыв которого создавал осколочное поле на расстоянии полутора метров от танка с плотностью 120 осколков на 1 кв. м. Скорость разлета осколков составляла 1600 м/с, а масса каждого из них около 3 г.
Такой взрыв либо вызывал детонацию заряда, подлетающего ПТУРСа, либо мог разрушить его кумулятивную воронку или же отклонить его от траектории полета. Особенно хорошо зарекомендовала себя эта система против РПГ разных типов, масса снарядов которых была относительно невелика.
Наконец-то, дело дошло и до Т-55
Что касается огневой мощи танка, то она была усилена установкой на него комплекса 9К116 «Кастет», созданного тульским КБ под руководством А.Г. Шипунова.
Метательное устройство сообщало ракете начальную скорость 400–500 м/с, которая поддерживалась в полете работой маршевого двигателя. Управление ракетой происходило при помощи полуавтоматической системы наведения по лазерному лучу, имеющей высокую степень защиты от помех.
Достоинством ее являлся и малый объем, который аппаратура управления занимала в боевом отделении. Правда, применять «Кастет» на ходу было нельзя и, тем не менее, применение этого комплекса на Т-55 существенно расширило его боевые возможности.
Наконец, в 1984 году по опыту арабо-израильского конфликта 1982 года Т-55 получил комплекс динамической защиты 4С20 «Контакт-1» и, соответственно, индексы Т-55МВ/АМВ.
Считается, что только использование этого комплекса было равно установке дополнительной брони в 400 мм толщиной, что из-за ее непомерного веса было бы просто невозможно сделать!
Т-55А уже с зенитным пулеметом
Интересно, что в отличие от Т-54 на Т-55 зенитный пулемет сначала не ставился.
Причина – мнение военных специалистов, что это только лишний вес, поскольку по скоростным реактивным самолётам стрелять из него бесполезно. Уже в конце 1960-х годов, когда начали появляться противотанковые вертолёты, на танк опять поставили зенитный ДШКМ (с 1969). А затем с начала 70-х и НСВ.
В Египте Т-55 только перекрашивали и никакими их переделками себя не утруждали…
Очень интересны экспортные модификации танка Т-55М5 и Т-55М6 со встроенной динамической защитой, двигателем в 690 л. с., современными приборами управления огнем и прочими улучшениями.
Т-55М6 так и вовсе получил башню от танка Т-72 с 125-мм гладкоствольной пушкой. Автомат заряжания с боезапасом на 22 снаряда находится позади башни в специальном бронированном контейнере. Сам корпус при этом удлинен на один каток, причем по выбору заказчика можно на этот танк ставить катки от Т-55, Т-72 и Т-80.
P. S.
Администрация сайта и автор материала благодарят А.С. Шепса за предоставленные иллюстрации!
Продолжение следует…
Источник: topwar.ru