А надо ли нам столько иголок?

Флот стоит денег. Даже не так. Флот стоит сумм. Больших сумм. Во все века и времена флот был очень дорогим атрибутом, ничего не изменилось за последние несколько веков. К сожалению.

К сожалению потому, что корабли стали другими. Если первый российский линейный корабль «Гото Предестинация», созданный без участия иностранных специалистов после неудачного Прутского похода и потери Азова корабль был продан Османской империи и… разобран на дрова, то сегодня разобрать корабль тоже стоит денег.

На многих профильных форумах в интернете и соответствующих изданиях (А «Цусима» это, например, два в одном) обсуждается вопрос утилизации российских крупных кораблей. Именно крупных.

А надо ли нам столько иголок?
Почему речь идет именно о крупных кораблях? Да все просто. Потому что сегодня Россия не в состоянии строить корабли класса эсминец и выше. Да и с теми, кого получили в наследство от Советского Союза, тоже проблемы по полной программе.

Давайте пройдемся по списку кандидатов на иголки?

Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Адмирал Лазарев». ТОФ. В строю с 1984 года, на консервации с 1992. Решение не принято, но постоянно муссируется информация о том, что восстанавливать корабль нецелесообразно и его утилизируют.

А надо ли нам столько иголок?
Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров». СФ. С 2002 года ожидает утилизации. Окончательное решение принято только в 2015 году. Получается, шанс был, но «доктор сказал – в морг…».

А надо ли нам столько иголок?
Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Харламов». СФ. Используется (внимание!) как «стационарный учебный корабль». По факту – донор запчастей и механизмов. 7000 тонн уныния и безнадеги. 2 декабря на корабле спустили флаг и дальше только распил.

А надо ли нам столько иголок?
Эскадренный миноносец проекта 956 «Бурный». ТОФ. В «ремонте» с 2005 года в связи с невозможностью отремонтировать турбины, для которых нет лопаток. Резерв 3-й категории, донор запчастей.

А надо ли нам столько иголок?
Эскадренный миноносец проекта 956 «Безбоязненный». ТОФ. В строю с 1990 года, с 1999 года находился в ремонте до 2018 года, после чего корабль в октябре 2020 года отправили на утилизацию.

А надо ли нам столько иголок?
Эскадренный миноносец проекта 956 «Боевой». ТОФ. В строю с 1986 года. С 1998 года выведен в резерв по причине отсутствия средств на замену трубок в главных котлах. В октябре 2020 года приговорен к утилизации.

А надо ли нам столько иголок?
Эскадренный миноносец проекта 956 «Гремящий» («Безудержный»). ТОФ. В строю с 1991 года, с 1998 года в резерве, ожидает утилизации.

А надо ли нам столько иголок?
Эскадренный миноносец проекта 956 «Гремящий» («Ведущий»). ДКБФ. В строю с 1989 по 2007 годы, ожидает утилизации.

А надо ли нам столько иголок?
Подводная лодка проекта 945 «Карп». СФ. Модернизационный ремонт начат в 2013 году, планировалась установка УКСК «Калибр-ПЛ». В настоящее время работы приостановлены, лодка в резерве 1-й категории.

А надо ли нам столько иголок?
Подводная лодка проекта 945 «Кострома». СФ. Находилась в очереди на модернизацию, планировалась установка УКСК «Калибр-ПЛ». В настоящее время лодка в резерве 1-й категории.

А надо ли нам столько иголок?
Вот не очень красивый список кораблей. По сути – отряд, который в состоянии наломать дров в любом регионе мира и стать очень большой проблемой для АУГ США.

Особенно жалко эсминцы. Да, БПК – тоже полезные корабли, но БПК – это все-таки «обезжиренный» эсминец, заточенный под противолодочную работу. А эсминец – универсальный ударный корабль. И во всех прогрессирующих флотах, к коим мы, к сожалению, не относимся, эсминцы клепают так, что грохот стоит.

США – 69 эсминцев. Строят новые.
Китай – 31 эсминец. Строят новые.
Япония – 39 эсминцев. Строят новые.

И только Россия, у которой относительно на плаву и по ремонтам 4 эсминца и 8 БПК, совершенно ничего не предпринимает в этом плане.

Хотя разговоры о «присутствии в дальней океанской зоне» идут постоянно. Чем, простите, присутствовать? Опять развлекать «великие морские» державы типа Венесуэлы возможностью лицезреть последнего «Орлана»? Крупнейший и бесполезнейший в мире неавианосный корабль?

Сейчас многие начнут ворчать и кричать, а «Петр Великий» реально бесполезен. Один в море не воин, и все эти сказки, что он в состоянии в одного сразиться с авианосной группировкой – это для сверхпатриотов. Хотя сразиться-то он может. Победить шансов нет, поскольку ЛЮБАЯ американская ударная группа просто отправит этот утюг на дно. Столько ракет, сколько могут выпустить 3-4 «Арли Берка» и пара «Тикондерог» отразить крейсер просто не сможет.

А создать приличный эскорт… Ах, да, кроме вышеперечисленных кораблей, у нас же еще аж два фрегата есть… Дрожи, Америка…

А если заглянуть в сводную ведомость боевых кораблей, которые планируется построить в рамках текущей программы ГПВ, то там самый крупный корабль – это УДК типа «Иван Рогов», водоизмещением 25 000 тонн.

Но УДК – это не ударный корабль. Это универсальный десантный. Для проведения соответствующих операций.

А вот в плане ударных кораблей, то тут самый большой – это фрегат проекта 22350. То есть, 5 000 тонн водоизмещения со всеми вытекающими последствиями.

А надо ли нам столько иголок?
Нет, как боевой корабль фрегат пр. 22350 весьма и весьма хорош. Но если взять «Сарыча» и нафаршировать новыми видами вооружений… Больше влезет однозначно. И хуже точно не будет.

Но самое неприятное в списке то, что ничего подобного из него в ближайшие десятилетия мы даже близко не сможем построить. Да, Балтийский и Прибалтийский заводы, родина кораблей проектов 1144 и 1155 могли бы… Если реально могли бы. А николаевские и запорожские заводы, увы, потеряны. И как кораблестроительные предприятия, так и двигателестроители. Что осложняет ситуацию. Корабли у нас есть где построить, а вот двигатели…

Впрочем, это не первый год все обсуждается.

Интересно получается, у нас есть корабли, которые собираются просто утилизировать, несмотря на то, что они свой потенциал не то что не выработали, не приступали! Что такое для корабля советской постройки 7-8 лет службы? Да ничего!

Странно, у нас все никак не могут привести в божий вид «Адмирала Кузнецова». И дело не в аварии дока, то, что на крейсере не работало большое количество оборудования и систем, ни для кого уже не секрет. Интернет помог. Вот почему никак не могли все это исправить – другой вопрос.

«Варяг», ставший «Ляонином» и «Горшков», ставший «Викрамадитьей», почему-то служат в своих флотах без особых приключений. Хотя в каком состоянии украинцы передали китайцам «Варяга», стоит просто промолчать.

А надо ли нам столько иголок?
И, кстати, коль заговорили о китайцах, не у них ли вполне себе прилично служат четыре последних «Сарыча»? Да, они посвежее тех, что стоят и ждут разделки в российских отстойниках, но не критично. Разница, например, между служащим «у нас» «Адмиралом Ушаковым» и «у них» «Фунчжоу» всего 6 лет. Это много для корабля такого класса?

А надо ли нам столько иголок?
«Ханьчжоу». Хорошо смотрится, получше многих.

А разница между «Адмиралом Ушаковым» и «Гремящим», «Беспокойным» и «Безбоязненным» — всего два года… Только два эсминца идут под нож, а один («Беспокойный») вроде бы превратят в музей…

Очень сложно понять, о чем вообще думает флотское командование. Все эти сказки на форуме «АРМИЯ-20...» про атомные эсминцы в 50 000 тонн и атомные же авианосцы в 100 000 тонн при всем том, что Россия не в состоянии ни построить корабль океанского класса крупнее фрегата, ни обслужить имеющиеся.

Сказочка, конечно, может стать былью, если за нее берутся настоящие волшебники. Однако, учитывая отсутствие в планах эсминцев и выше, отсутствие нормальных энергетических установок, все это смотрится как-то очень уж уныло. Волшебников нет.

А значит, вполне возможно, стоит еще раз посмотреть на корабли, которые стоят в ожидании разделки. Два тяжелых крейсера. Четыре эсминца. «Харламова», как я понимаю, уже не спасти.

Конечно, то, что у нас строится москитный флот из ракетных катеров на китайских дизелях – это прекрасно. Хоть что-то. Но москитный флот – это оборона своей прибрежной полосы, не более.

Значит, тогда не надо делать громких заявлений по поводу «присутствия России» и «демонстрации флага» на большом удалении. Собственно, старые корабли, созданные еще в Советском Союзе, то есть, 30 и более лет тому назад, не есть лучший способ демонстрации могущества флота.

А если речь идет о том, чтобы реально защитить свои интересы, скажем, в акватории Тихого океана, в районе Охотского моря…

Хотя здесь и десять эсминцев не помогут. У Японии флот все равно мощнее.

И тем не менее, может, все-таки в реанимацию? Хотя может быть, пять ракетных катеров лучше, чем один старый атомный крейсер с новым вооружением?

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий