Кадр из кинофильма «Бандитки» (2006). Фильм, конечно, так себе. Для детей и подростков, причем непродвинутых. Но оружие в нем показано хорошо. И ведь эта девушка как раз стреляет из «техасского кольта». Во всяком случае очень похож. И потом дело происходит в Мексике, а Техас там рядом.
Скорость — это хорошо, но меткость — это всё.
Уайт Эрп
(американский страж закона и картёжник в Канзасе и Аризоне).
Стреляй первым и никогда не промахивайся.
Бэт Мастерсон
(личность столь же легендарная, как Уайт Эрп, к тому же его друг).
Оружие и фирмы. Мы продолжаем наш рассказ про револьверы конфедератов, которые они либо покупали в Европе, либо добывали в боях, либо делали у себя в «стране Дикси» на мало-мальски оборудованных предприятиях. Иные делали, другие только делали вид, что делают. В любом случае Конфедерации довелось вписать в историю американского оружие целый ряд довольно интересных страниц.
Уже рассказывалось о том, что основная часть производителей револьверов Конфедерации времен Гражданской войны находилась либо в Джорджии, либо Техасе. Причем так уж получилось, что о производителях из Джорджии в Америке известно и написано гораздо больше, чем о тех, кто жил тогда в Техасе.
А между тем там было два производителя, которые тоже сыграли свою роль в вооружении Конфедерации, хотя и по-разному. Это были фирма J.H. Dance and Brothers и пистолетный завод Ланкастера. Последний из этих двух производил револьверы, о которых мы уже рассказывали: «Такер и Шеррард» и «Кларк и Шеррард.
Сегодня речь пойдет о револьверах компании «Данс и Братья». Причем стоит сразу же оговориться: раньше считалось, у этой фирмы не было контракта на производство оружия ни с правительством Конфедерации, ни с Военным советом штата Техас. Также поговаривали, что хотя у фирмы из Ланкастера и был контракт с Военным советом Техаса, она никогда не выпускала револьверов во время войны. А вот револьверы фирмы «Данс» известны, но вроде бы и не выпускались.
Если учесть, что Техас был местом, где пасли скот, и куда бежали головорезы всех мастей (карточные шулеры и мошенники), то прямо-таки удивительно, что там кто-то вообще смог произвести хотя бы что-то посложнее зубочистки. Однако это было так.
Револьвер «Данс» желанный объект для аукционов и коллекционеров. Пусть даже и состояние не очень. Вот у этого, например, в 2018 году на аукционе дома «Пауль Фрезер Коллектиблз» начальная цена была 37 500 долларов. Фото с сайта «Пауль Фрезер Коллектиблз».
Ну, а начало столь выдающейся семье положил Томас Данс из Вирджинии, откуда члены его семьи добрались до Техаса через Северную Каролину и Алабаму. Четыре брата Данс поселились в округе Бразория в 1853 году. Где они сделались ну просто выдающимися оружейниками в истории Техаса и прославленной семьей среди оружейников Конфедерации. Звали их Джеймс Генри, Джордж Перри, Дэвид Этельред и Исаак Клавдиус Данс. Двоюродный брат Харрисон Перри Данс также участвовал в их бизнесе, который браться обустроили в городе Колумбия, на берегу реки Бразос недалеко от Хьюстона и Галвестона.
И была у них современная фабрика
Сегодня их предприятие называлось бы механическим цехом. Но по тем временам это была современная фабрика, имевшая собственную паровую машину. Когда разразилась Гражданская война, братья решили, что им следует наладить производство револьверов для Конфедерации. Решение это, вероятно, было принято в конце 1861 года или в начале следующего. Но тут нужно отметить, что братья Данс никогда не получали от правительства Конфедерации или Военного совета Техаса финансовой помощи для начала производства. А все дело организовали на свой страх и риск.
Также интересно отметить, что все четыре брата вступили в армию Конфедерации, записавшись в 35-й Техасский кавалерийский полк (полк Брауна). Американские историки оружия и коллекционеры сегодня спорят, как все-таки эти револьверы правильнее всего называть: про «Данс» или «Данс и Паркс»? Поскольку там было еще два брата Парков, которые тоже работали на этом заводе и вроде бы принимали в выпуске револьверов самое активное участие, то есть были партнерами братьев Данс.
Во всяком случае записи из Национального архива показывают, что во всей деловой переписке фирма упоминается как «Данс и Парк», а не как «Данс и братья». Это указывает на то, что между ними должна была существовать какая-то форма деловых отношений. А также, что братья Данс были весьма щепетильными людьми в отношении бизнеса. Хотя и только своего... «южного»!
Револьвер «Данс» .44 калибра, стальной, вес 3,5 фунтов. «Баллок-музей» — Государственный исторический музей Техаса.
Братья Данс добились значительно большего успеха, чем многие другие производители револьверов Конфедерации, и сумели организовать на своей фабрике эффективное производство. В письме сестры одному из братьев от 5 июля 1862 года читаем:
«Мальчики думают, что скоро они закончат три или четыре пистолета».
25 февраля 1863 года она же написала:
«В Колумбии начали кампанию по сбору денег для инвалидов-ветеранов Конфедерации. Мальчики подарили им очень хороший пистолет, который они продали».
Что делать, если все рабочие призваны в армию?
Большой проблемой стало отсутствие квалифицированных рабочих из-за Закона Конфедерации о воинской повинности. По которому призвали всех белых мужчин в возрасте от 18 до 35 лет без исключения. Единственным выходом было убедить армию направить кузнецов и механиков для работы на фабриках, хотя лишь немногие фирмы добились успехов на этом пути.
Братья Данс однако и здесь сумели убедить военных, что опытные рабочие будут полезнее у них на заводе, нежели в окопах. На завод было направлено более 35 солдат. И по крайней мере 23 из них из 35-го Техасского кавалерийского полка (полк Брауна) были опытными рабочими-металлистами. Хотя, чему удивляться? Джеймс Генри Данс, был одним из офицеров этого полка. Так что тут налицо прямое злоупотребление служебным положением, хотя и в интересах общего дела.
Впрочем, командование полка Брауна против такой инициативы своего офицера и не возражало. Перспектива получить большее количество револьверов, несомненно, была сильным стимулом для того, чтобы посылать солдат на завод. В письме Джорджа Даффа Мэтти от 29 августа 1863 года он пишет:
«У меня есть возможность послать вам письмо Джорджа Вестервельта, который сегодня едет в Колумбию, чтобы работать на пистолетной фабрике. У Джима Генри есть люди, которые направлены туда на работу с обещанием генерала Магрудера, что у нашего батальона будут все пистолеты, которые он произведет, пока мы не вооружимся как следует».
Всегда считалось, что братья Данс никогда не заключали контрактов со штатом Техас или с правительством Конфедерации. Теперь можно показать, что это не так. В письме Эдмунда П. Тернера в «Данс энд Парк» от 26 июня 1863 года Тернер заявляет:
«Я устно проинформирован майором Маклином, главным офицером артиллерийского вооружения этого района, что контракт с господами Данс и Парк на изготовление пистолетов был отклонен в Ричмонде».
Однако 16 ноября 1863 года в округе Техас армия Конфедерации штата издала Приказ № 312:
«Офицерский совет настоящим назначается для созыва сегодня в офисе капитана Гуда. Штат. Офис. Округ ES. Для проверки. Доложить о количестве пистолетов, полученных от «Данс и Парк» капитаном Гудом «по контракту».
То есть какой-то контракт все-таки был? Иначе в официальном документе на него бы не ссылались.
Затем фабрика была переведена в город Андерсон, подальше от границы штата. Производство стартовало не сразу, но началось. И уже в 1864 году фирма братьев создавала револьверы калибров и .44 и .36. Всего было выпущено около 135 револьверов первого калибра и, возможно, еще 135 револьверов второго калибра. Часть оружия выдавалась армейским офицерам, а часть из них поступила в свободную продажу.
Револьвер «Данс» крупным планом. «Баллок-музей» — Государственный исторический музей Техаса.
Револьверы «Данс» были созданы по образцу револьверов Кольта. При этом револьверы калибра .44 и .36 были похожи по своему внешнему виду, за исключением размеров. В основном они имели круглый ствол, как и у кольта «Драгун», хотя у некоторых экземпляров ствол полностью восьмиугольный. «Данс» .44 калибра по длине сравним с кольтом, но весит меньше. Ствол имеет семь нарезов с вращением по часовой стрелке и постоянной кривизны. Спусковая скоба квадратная, толстая и тяжелая, причем ее толщина увеличивалась по мере продолжения производства.
О револьверах «Такер и Шеррард», изготовленных в Ланкастере, и тоже в штате Техас, рассказывалось в одном из прошлых материалов. Эти револьверы скорее всего были изготовлены во время войны и проданы отдельным солдатам. Револьвер .36 калибра по размеру был похож на модель «Кольт» 1850 «Нэйви», но имел круглый ствол.
«Такер и Шеррард»: когда фирмы много обещает, но ничего не делает
Что же касается истории пистолетной фабрики «Такер и Шеррард», то она началась с объявления в «Даллас Геральд» от 19 февраля 1862 года:
«Господа Шеррар, Киллен и Бруни из Ланкастера объединились с целью производства револьверных пистолетов Кольта и других револьверных пистолетов. Они немедленно приступили к выполнению договоренностей… необходимое оборудование ... И, если это оправдано крупными подписками, смогут производить это оружие в любых желаемых количествах ... по 40 долларов США за пистолеты для ВМФ и 50 долларов США за армейские пистолеты».
6 марта 1862 года Военный совет написал Джону М. Крокетту из Далласа, который был вице-губернатором Техаса, чтобы он
«немедленно встретился с джентльменами из вашего города, которые производят револьверные пистолеты. И узнал, может ли Совет каким-либо образом помочь им? И могут ли они выпускать оружие нужное для армии? (Мы) далее просим вас узнать, будет ли компания или подрядчик заключать контракт с Советом директоров на производство оружия для защиты государства? И если да, то по какой цене они могут его изготовить?»
Крокетт ответил. И так, что понять его можно двояко:
«Я приложил все усилия, чтобы установить факты, которые вы хотите знать. Но в этом графстве нет такого заведения. Но есть кузнецы, некоторые из которых являются первоклассными. Я убедил некоторых из них открыть предприятие... И они говорят, что с имеющимися инструментами и материалами, они могут делать примерно тридцать револьверов Кольта в неделю. Люди, которые предпринимают это, во всех отношениях достойны доверия Совета. Но у них нет средств. И они не смогли бы начать производство, если бы не мои заверения».
Уже 11 апреля Военный совет предложил «господам Такер, Шеррод (так в оригинале) и К» 5 000 долларов авансом при подписании контракта с гарантией исполнения. Контракт обещал Совету директоров закупки по цене 40 долларов за револьвер. Причем Совет обещал также
«забрать ... все пистолеты, которые они сделают в течение одного года, но не более трех тысяч».
То есть по 100 пистолетов на каждый месяц после мая. В документе также оговаривалось:
«Указанные пистолеты должны быть такого же типа и качества, как револьвер Кольта. Но точная форма и стиль не имеют значения. Если указанные пистолеты будут являться хорошим и прочным оружием такого размера и действия, как револьвер Кольта».
Предпринимателями из Ланкастера, подписавшими этот контракт, были Лаван Э. Такер, Джозеф Х. Шеррард, В.Л. Киллен, А. В. Такер, Плезант Тейлор и Джон Крокетт.
Как вице-губернатор взял дело в свои руки
30 июня 1862 года, то есть к окончательному сроку поставки первой партии, Крокетт был вынужден написать военному совету:
«Мы не готовы поставить 100 пистолетов».
21 июля последовало еще одно письмо, в котором было названо множество объективных причин. Почему револьверов как не было, так и нет. К 5 августа их по-прежнему не было. 2 октября компания Sherrard, Taylor & Co. (новое название по состоянию на середину августа) так и не смогла поставить какое-либо оружие.
Но Военный совет тем не менее передал фирме еще 5 000 долларов. Гарантийный залог в размере 10 000 долларов был подписан Шеррардом, Килленом, Тейлором, Крокеттом, Г.В. Рекордом и Р.M. Хоупом. Новая причина задержки, на которую на этот раз жалуется Крокетт, – рабочих фабрики призывают в армию
«вопреки закону, освобождающему от военной службы мужчин, занятых в производстве».
Затем последовало новое письмо:
«Нельзя ли немного подбодрить нас, увеличив стоимость наших пистолетов на 10 долларов за штуку и позволив нам получить немного больше денег? Нам здесь говорят, что мы можем продавать их по 100 долларов за штуку».
Наконец в январе Крокетт отправился в Остин (штат Техас), где открылось Законодательное собрание штата. И взял с собой два готовых револьвера, предположительно произведенные на заводе в Ланкастере. Позже он сообщил, что пистолеты были опробованы
«губернатором Лаббоком, Эдом Фаннином и другими в присутствии членов Законодательного собрания, и были признаны верными и надежными».
28 февраля Техасский альманах «Газета» отметил:
«На днях нам показали прекрасный образец шестизарядного пистолета, изготовленный в Далласе (так в оригинале) полковником Крокеттом, у которого есть большой оружейный склад, который успешно действует. Пистолет кажется во всех отношениях равным знаменитому шестизарядному пистолету Кольта. Мы знаем, что у полковника Крокетта сейчас под рукой 400 таких пистолетов, которые он изготовил за последние шесть месяцев и которые он предложил губернатору по очень низким ценам – на одну треть от той, по какой они могли быть проданы в розницу».
Не правда ли, все это очень похоже на то, о чем сегодня наши собственные СМИ сообщают нам с завидной регулярностью? То есть ничегошеньки в жизни людей в принципе не поменялось. Разве что речь теперь уже идет не только о пистолетах, но и о ракетах, танках и кораблях. И не только в США, но и у нас. Впрочем, рынок есть рынок.
Ну, а закончилось все это тем, что (за исключением «пилотных пистолетов») ни один из печально знаменитых 400 револьверов так и не был доставлен государству.
Тянулись месяцы, а Крокетт все время находил причины просрочки: отсутствие материалов, набор рабочих на военную службу, отсутствие угля и т.д. В итоге закончилось все это разрывом контракта и отзывом всех средств. Впрочем, то, что вернули по контракту, из-за инфляции сильно подешевело. Но банку Конфедерации пришлось это «проглотить», поскольку условиями контракта инфляция не оговаривалась. Отзыв контракта положил конец фирме Sherrard, Taylor & Co., но отнюдь не коммерческой деятельности самой фабрики.
В общем, прочитав материалы из техасских архивов, американские историки утверждают, что можно вполне доказательно сделать вывод о том, что полковник Крокетт вместе со своими компаньонами действительно выпускал револьверы, но продавали они их на рынке по более высокой цене, чем это допускал военный совет штата Техас. Военные власти штата попросту водили за нос, а всю полученную прибыль попросту клали себе в карман. Вот такая интересная была история с «револьверами из Техаса», имевшая место в годы Гражданской войны Севера и Юга.
Револьверы «Спиллер и Бур» калибра .36 из Атланты, Джорджия. Музей истории штата Северная Каролина.
Однако самыми редкими техасскими револьверами, которых-то и выпущено было всего лишь шесть штук, стали «Систердейлы». Причем все они были изготовлены группой техасцев немецкого происхождения, которые были солдатами роты F, 36-ого кавалерийского полка Техаса.
Восемь немцев сделали шесть револьверов
А было так, что в августе 1862 года Альфред Капп (возможно, единственный опытный оружейник, работавший на фабрике Кольта в Коннектикуте), а также Рудольф Корет, Чарльз «Карл» Корет, Иоганн Корет (все братья), Адольф Мюнценбергер, Август Шиммельпфенниг, Герман Кэммерлинг и кузнец по имени Шмидт или Виллем были посланы в Систердейл (небольшой городок к северо-западу от Сан-Антонио) для производства шестизарядного револьвера. Их целью было заключить контракт с Конфедерацией, которая столкнулась с критической нехваткой огнестрельного оружия. И правительство Техаса решило поощрять производство огнестрельного оружия, так сказать, в домашних условиях.
Револьвер «Систердейл».
Вот эти-то немцы и сделали там револьвер, который был несколько больше своего аналога (все того же револьвера Кольта) и к тому же весил четыре фунта. Но он мог стрелять. И его можно было производить даже в мало-мальски оборудованной мастерской.
Сам Эрнст Капп был немецким иммигрантом, родился в Миндене в Германии. В Галвестон (штат Техас) он прибыл со своей семьей в декабре 1849 года. В начале 1850 года он купил ферму с приусадебным участком недалеко от Систердейла (небольшого поселения примерно в 40 милях к северу от Нью-Браунсфельда на реке Гуадалупе), где до него уже поселились многие немецкие иммигранты. Приблизительно в 1860 году Капп был избран мировым судьей в небольшой общине. Когда началась гражданская война, он был назначен старшим офицером под командованием Энла Роберта Бичема, который командовал 31-й бригадой гвардии Техаса, и получил приказ сформировать роту добровольцев в Систердейле. Его старший сын Альфред Капп стал капитаном этой роты.
Револьвер «Систердейл», как вы видите, имел закрытую рамку.
Ряд американских историков считает, что до войны Альфред какое-то время работал на фабрике Кольта в Хартфорде. Этот опыт, несомненно, дал ему навыки, необходимые для производства револьверов для Конфедерации. Всего было изготовлено шесть револьверов, из которых до наших дней дошел только лишь один.
Первоначально он принадлежал мисс Отто Корет, и он долгое время экспонировался в музее Софинбурга неподалеку от Нью-Браунсфельда, смотрителем которого была эта дама. Сегодня он находится в известной коллекции Чарльза Шрейнера III из Керрвилля (штат Техас).
Револьвер «Систердейл» и кобура к нему.
Револьвер напоминает и «Кольт-Нэйви», и самые первые образцы карманных револьверов Ремингтона. Это пятизарядный капсюльный револьвер калибра .36 одинарного действия. Главной изюминкой конструкции оказался рычаг-толкатель барабана, который был открыто установлен на рамке револьвера слева, что хорошо видно на фотографии. Это, конечно, не очень хорошее в техническом плане решение, однако оно было вполне работоспособным.
Хотя производство всего лишь шести револьверов не оказало никакого влияния на войну, «Систердейл» уникален тем, что был изготовлен группой солдат с ограниченными возможностями в мастерской, в которую была превращена простая фермерская лавка. Это дает нам сегодня представление о том, насколько эти люди были преданы своему делу и какие умелые были у них руки.
Источник: topwar.ru