Интересный самолет. Нельзя сказать, что он был выдающимся. Он не был лучшим из лучших, но это был весьма неплохой самолет, которому просто не повезло. И все его цели и задачи были, не в обиду будет сказано этой машине, второстепенными. Кроме одной. Но обо всем по порядку.
Британская Королевская Военно-морская авиация в лице ее командования понимала, что не успевает за современными требованиями к самолетам. А по-хорошему надо было, «Суордфиш» явно устарел, а новый «Альбакор», который сделала все та же фирма Fairey, назвали «Суордфишем», на котором сложнее подхватить насморк. Намекая на то, что у самолета появился закрытый фонарь, а во всем остальном это все тот же «Суордфиш».
Однако, в Fairey понимали, что флоту нужен хороший ударный самолет. И в фирме начали разработку самолетов под двигатели в 1000, 1500 и даже в 2000 л.с. Двигатели разрабатывали в двигательном КБ Fairey, а параллельно самолетное КБ фирмы работало над проектом цельнометаллического низкоплана, который мог бы стать универсальным самолетом для разных задач.
Универсальность самолета была вызвана вполне конкретными причинами, главная из которых – Министерство авиации Великобритании мягко говоря, плохо представляло, что ему нужно. И метаний и шараханий было более чем достаточно.
Именно потому умные джентльмены из Fairey работали над самолетом, который можно было впихнуть Министерству в любом случае. Любой случай представился в виде заказа Р27/32 на двухместный дневной бомбардировщик.
Fairey представили на суд моноплан, который потом был реализован в самолет под названием «Battle».
Из этого же проекта родился «Fulmar», прототип тяжелого истребителя «Firefly».
В целом же «Battle» можно смело считать родоначальником «Барракуды», только крыло было низкорасположенным. А в остальном – очень похоже.
Вообще о «Бэттле» разговор отдельный, равно как и о «Фульмаре». Нас же интересует именно производная от работ по «Фульмару», то есть, непосредственно сама «Barracuda». А помимо истребителя из «Фульмара» еще пытались сделать и дневной бомбардировщик, и дневной истребитель-перехватчик, и пикирующий бомбардировщик для армии, и палубный пикирующий бомбардировщик.
В целом, перепробовав кучу моторов (от «Роллс-Ройса» были «Валчер», «Вультура», «Экс», от «Нэпира» были «Сейбр» и «Даггер», от «Бристоля» был «Таурус»), получился самолет, который тут же отправили на переделку. Во-первых, надо было уменьшить крыло для складывания на палубе, а во-вторых, добавить стрелка-радиста. Также потребовалось улучшить подвеску для торпеды.
В качестве двигателя остановились на «Мерлине», что не сказалось положительным образом на характеристиках машины. Вполне возможно, что именно этот момент и сделал будущее «Барракуды» не совсем светлым и перспективным. Двигатель однозначно должен был быть более мощным.
Второй странностью было требование посадить стрелка-наблюдателя лицом вперед по полету, якобы для более реалистичного восприятия им окружающей обстановки. Это потянуло за собой перекомпоновку самолета под высокорасположенное крыло, иначе наблюдатель просто ничего не видел. Высокорасположенное крыло породило аэродинамические возмущения, которые не сказались положительно на управляемости. Пришлось также повозиться с шасси, стойки которых приняли странные очертания и механизм получился более чем громоздкий.
Окончательно добило появление мотора «Мерлин 30», после установки которого сместился центр тяжести и пришлось перекомпоновывать многие узлы и механизмы самолета, чтобы центр тяжести оказался там, где надо. В результате обзор пилота стал еще хуже, особенно в стороны и вниз.
Вообще удивительно, как после таких пертурбаций самолет вообще сохранил приемлемые летные характеристики.
В общем, перспективный палубный самолет с хорошими характеристиками соединенными министерскими усилиями просто угробили. Можно было забыть про выдающиеся летные данные, особенно было жаль отличную маневренность самолета, которая после перекомпоновки просто ушла.
Но основные претензии были все-таки к мотору от «Роллс-Ройса». В итоге получился редкостный урод, с вывернутым стрелком-наблюдателем, жуткими Г-образными стойками шасси и угловатыми формами.
Мечта министерства авиации полетела первый раз 7 декабря 1940 года. С двигателем «Мерлин 30» в мощностью в 1300 л.с.
Первые испытательные полеты выявили очень неприятную вещь: новые закрылки Янгмена работали не так, как ожидалось и для стабилизации самолета снова потребовалась переделка. Вообще все эти поиски оптимальной конструкции для «Барракуды» заняли почти десять лет.
И в итоге 18 мая 1942 года в воздух поднялась первая серийная «Барракуда». Самолет показал свою неоднозначность. Мотор явно был слабоват, отсюда начались проблемы со взлетом, скорость набора высоты с торпедой вообще удручала. Но в полете самолет вел себя весьма хорошо, управление было легким и точным, а закрылки Янгмена хорошо гасили скорость в пикировании, что для торпедоносца и бомбардировщика было весьма полезно.
Посадка тоже не вызывала затруднений, «Барракуда» прекрасно садилась что на аэродромы, что на палубы авианосцев.
Единственным слабым местом «Барракуды» был двигатель. Поэтому от «Мерлина 30» после первых трех модификаций было принято решение отказаться в пользу чего-то более мощного. Например, «Грифон» от «Роллс-Ройса» мощностью 2000 л.с. Но эта машина появилась только после войны.
А выпущенные машины прослужили в качестве учебных прослужили во флоте до 1953 года.
В целом «Барракуда» получилась так себе. Даже после окончательных доработок проблем было более чем достаточно. Моторы «Мерлин» 30-й серии (1300 л.с.) и 32-й серии (1640 л.с.) не обеспечивали выдающихся летных характеристик. Странные стойки шасси принесли с собой ожидаемые проблемы в эксплуатации для технического персонала.
Радиус действия самолета был откровенно невелик. Увеличить его за счет подвесных баков было плохой идеей, поскольку падала и без того небольшая скорость и приходилось снижать боевую нагрузку. В случае с бомбами это еще было возможно, а вот вес торпеды уменьшить было нереально.
Тем не менее, было построено 2 572 самолета (2 607 вместе с прототипами), которые приняли самое непосредственное участие во Второй Мировой войне как палубный самолет. И, если эффективность «Барракуды» как торпедоносца была не очень велика, то как пикирующий бомбардировщик, благодаря закрылкам Янгмена, которые работали и как воздушные тормоза. Благодаря этому «Барракуда» оказался весьма маневренным самолетом и эффективным пикирующим бомбардировщиком.
Кроме работы бомбардировщиком и торпедоносцем, «Барракуду» активно привлекали к минным постановкам. Минирование фарватеров и акваторий противника оказалось весьма действенной мерой, потому что только за 1941—1942 годы на минах, поставленных с самолетов, подорвалось и затонуло 142 немецких корабля и судна.
Успехи в минных постановках, куда «Барракуды» попали не от хорошей жизни, сподвигли британское командование на усиление постановок, что повлекло увеличение потерь, поскольку немцы сообразили, что полеты «Барракуд» над разными секторами моря напрямую связаны с последующими подрывами судов.
Но к тому времени британское командование направило на минные постановки все устаревшие бомбардировщики типа «Галифакс» и «Бленхейм». И минная война продолжилась до самого окончания войны.
«Барракуда» повоевала на всех театрах военных действий, европейском, атлантическом и тихоокеанском.
Кроме бомбовых и торпедных ударов «Барракуды» занимались не очень обычными делами, типа ночной подсветки зоны движения эскортируемых конвоев. Сброшенные с самолетов светящиеся парашютные авиабомбы (Flare bomb) создавали зону освещенной поверхности воды, что помогало сигнальщикам кораблей охранения обнаружить бурун перископа подводной лодки или бурун торпеды.
Но в целом самолет не отметился какими-то заметными победами, как, например, его предшественник «Суордфиш».
При использовании на британских авианосцах в 1944 году выяснилось, что в тропическом климате «Мерлины» чувствуют себя отвратительно и дальность полета снижается почти на 30%. Многие части, уже имевшие на вооружении «Барракуды», были отозваны в метрополию для перевооружения на ленд-лизовские «Эвенджеры».
Однако, были два полка, 815-й и 817-й, которые всю войну провоевали на «Барракудах». Получив самолеты в 1943 году, полки провоевали всю войну и служили до расформирования в январе 1946 года.
Однако 1 декабря 1947 г. 815-й полк был восстановлен в составе Fleet Air Arm и использовался для отработки тактики противолодочной борьбы. На вооружении полка стояли Барракуды Mk.III вплоть до мая 1953 г., что было рекордом их долгожительства в Великобритании.
Нов целом успехов, как уже было подмечено, «Барракуды» не добились. Главным образом из-за того, что дальность полета самолета была удручающе мала.
Кроме того, в акваториях Индийского и Тихого океанов воевали всего 5 британских авианосцев. Это были «Illustrious», «Victorious», «Indefatigable», «Indomitable» и Formidable», которые несли на себе 628 самолетов. В это же время у США был введен в строй только в 1944 году 21 авианосец в дополнение к уже имевшимся.
Наверное, главным боевым делом «Барракуд» стали атаки «Тирпитца» в 1944 году.
До этого момента, начиная с 1942 года, атаками на «Тирпитц» занимались, пожалуй, все самолеты британской авиации, которые были на это способны. В Аас-фьорде немецкий линкор бомбили «Галифаксы», затем был налет в исполнении «Стерлингов», затем в Вест-фьорде «Тирпитц» был атакован «Альбакорами» с авианосца «Викториез». Затем снова были «Галифаксы» и «Ланкастеры». И – ни одного попадания.
Столь впечатляющие неудачи заставили британское командование оставить «Тирпитц» в покое. Но в 1944 году к плану уничтожения «Тирпитца» в Уайт-холле решили вернуться.
В апреле 1944 года было сформировано ударное соединение из пяти авианосцев («Victorious», «Empreor», «Searcher», «Pursuer», «Fencer»), которые прикрывали 2 линкора, 4 крейсера и 17 эсминцами.
4 апреля 1944 года с авианосцев поднялись две волны самолетов. В каждой были 21 «Барракуда» и 40 «Уайлдкэтов», «Хэллкэтов» и «Корсаров».
И «Барракуды» смогли сделать то, что не смогли тяжелые бомбардировщики: с высот 1500 и 3000 метров попали бомбами в линкор!
Всего на стоянку в Альтен-фьорде было сброшено около 40 тонн бомб. Более сотни штук. И в итоге «Тирпитц» получил 4 попадания бомбами 1000 фунтов (454 кг) и 10 попаданий бомбами 500 фунтов (227 кг). Это более чем приличный показатель. В итоге могли себе позволить сказать: Да, мы грызли «Тирпитца».
А если учесть, что потери составили 3 бомбардировщика и 1 истребитель, то можно с уверенностью сказать, что операция удалась. «Тирпитц» был выведен из строя на несколько месяцев.
Вообще оборона стоянки в плане ПВО был неудовлетворительной.
Далее налеты продолжились.
17 июля летали на бомбежку 40 «Барракуд». Без результатов. Потери 2 самолета.
22 июля летали 62 «Барракуды». Без результатов. Потери 3 самолета.
24 августа. Летали 59 самолетов, без результатов. Потери 4 самолета.
29 августа. Летали 59 самолетов, одно попадание бомбы 227-кг. Потери 4 самолета.
В целом, если не учитывать блестящий дебют, стоит признать, что оборона стоянки со своей задачей справилась.
После того, как с «Тирпитцем» разделались с помощью «Толлбоев», «Барракуды» вернулись к исполнению обычных заданий. А в 1946 году началось постепенное перевооружение полков на самолеты Fairey «Firefly».
Говоря о заслугах «Барракуды», стоит сказать следующее: самолет вышел так себе. По воле авиационных чиновников, которые всеми силами старались сделать из многообещающего самолета откровенно слабый самолет для вторых ролей.
Конечно, появление «Эвенджера» от американский фирмы «Грумман» напрочь перечеркнуло малейшие перспективы перед «Барракудой». Однозначно американский торпедоносец был на три головы выше британского самолета. А вот морской пикирующий бомбардировщик был востребован.
Но изначально невысокие летные характеристики не дали этой машине ни малейшего шанса на то, чтобы войти в историю как символ громких побед. Слишком медленная скорость, слишком слабое вооружение, слишком маленькая дельность полета.
Однако, у британских летчиков просто не было выбора до появления ленд-лизовских самолетов. Или «Барракуда», или «Альбакор» и «Суордфиш».
ЛТХ «Barracuda» Mk.II
Размах крыла, м
— полетный: 14,50
— на стоянке авианосца: 5,56
Длина, м: 12,18
Высота, м: 4,58
Площадь крыла, м2: 37,62
Масса, кг
— пустого самолета: 4 445
— нормальная взлетная: 5 715
— максимальная взлетная: 6 386
Двигатель: 1 х Rolls-Royce «Merlin 32» х 1 640 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 257
— на высоте: 338
Крейсерская скорость, км/ч: 311
Практическая дальность, км: 1 165
Дальность с максимальной нагрузкой, км: 732
Практический потолок, м: 6 585
Экипаж, чел: 3
Вооружение:
— два 7,7-мм пулемета Vickers
— до 3 х 227-кг бомб или 1 бомба 454-кг, или 1 х 680-кг торпеда
Источник: topwar.ru