История появления этого самолета уже не то сказка, не то анекдот. Время от времени даже в такой высокоорганизованной и иерархичной стране, как Япония, что-то начинало сбоить в головах и появлялись такие проекты, ознакомившись с которыми начинаешь разводить руками.
И таких проектов у японцев было много. Вообще их армия и флот очень сильно, на мой взгляд, были подвержены влиянию идей универсальности. И здесь, с одной стороны, было просто огромное поле для работы, с другой, видимо обусловлено особенностями психологии, начинались такие перекосы, что…
Впрочем – судите сами.
Ходит у нас пословица такая, что если у китайского пионера нет в жизни проблем, то он обязан их сам себе создать и с честью преодолеть.
Примерно так обстояло дело в середине 30-х годов прошлого столетия в японском МГШ (Морской Генеральный штаб) в плане понимания концепции применения гидропланов.
Японские адмиралы всерьез пытались найти тех, кто создаст универсальный гидроплан, самолет, который будет «все в одном». Катапультный гидросамолет, который будет выполнять функции разведчика, истребителя, бомбардировщика (желательно – пикирующего).
Бред? А вот и нет. У японцев почти получилось. Все понимающие скажут, что дьявол сидит в слове «почти» и будут правы. Но венец этой затеи, поплавковый гидросамолет Mitsubishi F1M (об этом уникуме тоже будет разбор полетов) почти что стал таким универсалом.
Задуманный как корректировщик, он использовался как разведчик (только летал не так далеко, как хотелось бы), на нем японцы пытались воевать, как на истребителе, благо, маневренность и скорость были вполне (а воевать было нечем, два пулемета 7,7-мм – это смешно), бомбардировщик, который мог спикировать – тоже возможно (только две бомбы по 60 кг и дальность – несерьезно).
В общем, универсал получился, но был он такой… Смешной.
Был еще Aichi E13A1, который, как и собрат из «Мицубиси» провоевал всю войну, стартуя с катапульт почти всех кораблей, оснащенных таковыми.
Моноплан Е13А1 мог поднимать две бомбы весом до 250 кг, и «висеть» в воздухе до 10 часов, но не умел пикировать и при появлении любых истребителей противника становился очень легкой жертвой.
И, самое забавное, что когда Е13А1 еще не пошел в серию, ему по указанию японских адмиралов уже начали готовить замену. Ну очень хотелось японскому флоту иметь такой универсальный самолет. Потому было дано техзадание на его разработку путем сращивания проектов трехместного разведчика-корректировщика Е13А1 и двухместного бомбардировщика Е12А, который в серию не пошел.
Что хотели адмиралы – это была просто прелесть!
Самолет должен был быть монопланом со складывающимися крыльями, весом не более 4 тонн (это чтобы с катапульт взлетать), у него должно было быть приличное курсовое вооружение истребителя, он мог нести бомбы весом до 250 кг, обладать дальностью и автономностью на 10 часов полета.
Слава богу, строго не оговаривались летные характеристики и число членов экипажа.
Конкурса, обычного для японского флота, не было. Добровольцем-победителем была назначена фирма «Айчи», и два конструктора, Йошиширо Мацуо и Ясусиpо Одзава, «виновные» в разработке Е12А и Е13А в 1940 году начали соображать третий самолет.
У них получилось не очень быстро, но получилось, и «Экспериментальный двухместный разведывательный гидросамолет Тип 14» был готов в мае 1942 г.
Самолет имел цельнометаллическую конструкцию. Двигатель Mitsubishi MK8Е Kinsei 51 мощностью 1300 л.с. обещал неплохие летные характеристики, плюс самолет облегчили где только можно, в том числе, убрав одного члена экипажа.
Экипаж состоял из пилота и штурмана-наблюдателя-стрелка. Со штурмана хотя бы сняли обязанности по руководству, по традиции японского флота, именно штурман всегда был командиром экипажа самолета морской авиации.
Вооружение… Стандартные два синхронных пулемета 7,7-мм и такой же пулемет для обороны задней полусферы. То есть – для 1942 года ни о чем.
Зато самолет научили пикировать по всем правилам, оснастив воздушными тормозами. Правда, тормоза установили не в крыле, как это было принято в мире, а… в поплавках! Конструкторы решили не ослаблять крыло врезками и установкой приводов.
В итоге воздушные тормоза (по 2 штуки) устанавливались на передних стойках поплавков вертикально и раскрывались с помощью гидравлики.
Военные, посмотрев на все это, сказали «маловато будет!».
И раз конструкторы оставили крылья без лишней механизации, то в них установили 20-мм пушки «Тип 99» с боекомплектом 100 снарядов на ствол. А задний пулеметик 7,7-мм потребовали заменить на 13,2-мм.
Бомбовая нагрузка была не очень богатой: или одна 250-кг бомбу на подфюзеляжной подвеске или четыре 60-кг бомбы под крыльями. Бомбометание с пикирования под углом до 60 градусов предполагалось только с подкрыльевых бомбодержателей попарно, потому что подвеска под фюзеляжем не имела механизма выноса бомбы из области, ометаемой винтом. Так что сброс 250-кг бомбы предполагался либо с горизонтального полета, либо с очень пологого пикирования до 30 градусов.
Когда все работы по приведению самолета в должное состояние были закончены, он получил официальное название Е16А1 и собственное имя «Zuiun», что означало «Благоприятное облако». С двумя-то пушками и бомбой 250-кг – очень благоприятное облако такое…
Война тем временем шла, и не в пользу Японии, потому выпуск был осложнен многими факторами. Вообще в серию «Зуйюн» пошел только в 1944 году, хоть и в самом начале. Всего с января 1944 по май 1945 года было изготовлено 256 самолетов, включая предсерийные прототипы.
Учитывая состояние японского флота, встал вопрос о том, куда определить новые самолеты. Кораблей уже не хватало. Выручило начавшееся производство кораблей-носителей самолетов, но не авианосцев, как, например, переделанные в этот гибрид тяжелый крейсер «Могами», у которого вместо двух напрочь разбитых кормовых башен оборудовали летную палубу с катапультами. Вот на «Могами» должно было базироваться крыло из 12 «Зуйюнов».
Правда, количество размещенных самолетов оказалось меньше, всего четыре Е13А1 и три F1M2.
Примерно так же поступили с линкорами «Исе» и «Хиуга», у которых тоже была удалена часть артиллерийского вооружения в обмен на размещение самолетов. В итоге появились откровенные уроды, не линкоры и не авианосцы, но о них вообще отдельный разговор.
А к тому моменту, как «Зуйюны» попали в свои кокутаи и летчики прошли обучение, увы, превосходство американской авиации было неоспоримым. И повсеместное применение «Зуйюнов» стало просто невозможным, поскольку «Хеллкеты» и «корсары» рвали в небе все, что не махало крыльями.
Потому новый самолет решили сделать ночным. Больше шансов уцелеть и нанести хоть какой-то да урон противнику.
Боевое крещение «Дзуйюны» получили в ночь с 22 на 23 ноября 1944 года, когда группа из 17 самолетов атаковала американский десант на Филиппинах, у города Таклобан. Неприятным сюрпризом для японцев стали радары, по которым навелись ночные истребители американцев, которые совместно с зенитками сбили три самолета. Какие были реальные результаты налета, история умалчивает.
На следующую ночь решили повторить. Очевидная глупость, американцы это доказали, сбив 7 из 12 самолетов.
Далее были такие же «успешные» атаки американских десантов на островах в проливе Канигао, острове Лейте, острове Панай.
21 декабря 11 «Зуйюнов» атаковали вражеские корабли у города Сан Хосе. Тут был достигнут первый успех, когда один из подбитых Е16А врезался в транспорт «Juan de Fuca» и очень серьезно его повредил. А потери составили 4 самолета, включая этот камикадзе.
Ночью 26 декабря случилась первая подтвержденная воздушная победа. Да не просто самолет, а P-61 «Black Widow». Экипаж пилота Миямото Хейджиро и стрелка Накадзимы Хироши рапортовал о том, что сбил «Черную вдову», атакуя снизу-сзади огнем крыльевых пушек.
Здесь интересно то, что американцы подтверждают победу японского экипажа, в данном районе действительно пропал Р-61 лейтенанта Юджина Килли из 418-й эскадрильи.
«Зуйюны» использовали по ночам на всей линии соприкосновения с американскими войсками. 30 января (естественно, ночью) 250-кг бомбу от Е16А получил транспорт «Simeon G. Reed» класса «Либерти», стоявший у берега возле острова Илин. Бомба нанесла серьезные повреждения, но экипаж смог выбросить корабль на мель и тем самым спасти его.
В марте 1945 года «Зуйюны» приняли самое активное участие в битве за Окинаву. В основном целями становились десантные суда и катера, которым были опасны 60-кг бомбы.
Здесь потери от ночной деятельности были меньше, чем у других самолетов, но только потому, что поняв суть Е16А, командование не бросало их на хорошо защищенные цели.
Естественно, под конец войны «Божественный ветер» не мог не коснуться этих гидросамолетов. Был сформирован ударный отряд «Кайтай-1» из 18 самолетов Е16А. Отряд предполагалось использовать у Окинавы, но принять участие в атаках камикадзе «Зуйюны» не смогли по ряду причин, отряд был расформирован, а самолеты передали в качестве пополнения в другие части.
В целом, за полтора года применения, особенных заслуг у самолета не оказалось. Это и понятно, поскольку универсальность «Зуйюна» была его слабым местом. Хотя, стоит отметить, что именно этот самолет как никто другой, соответствовал роли многоцелевого универсального гидроплана. Это неоспоримо.
Самолет действительно мог сбрасывать бомбы с пикирования, мог бомбить с горизонтального полета, мог при удачном стечении обстоятельств сбить вражеский самолет или проштурмовать катер или транспорт. Мог вести разведку или работать корректировщиком.
Весь вопрос заключался в том, насколько хорошо «Зуйюн» мог все это делать.
Как уже стало понятно, все было весьма и весьма удовлетворительно. Бомбовая нагрузка по-хорошему была страшна для подводных лодок и мелких десантных судов, но в десантный катер еще попасть нужно. Скорость откровенно небольшая, но впечатляла дальность полета.
В общем – действительно середнячок.
Но мы не будем забывать, что в первую очередь это гидросамолет. Способный взлетать с катапульты, с воды, приводняться и так далее. А вот для этого класса Е16А был вполне себе приличным самолетом. Но все-таки идея сделать его годным для всего - не самая удачная.
Хотя самолет был неплох для гидроплана и получился весьма элегантным на вид.
ЛТХ Е16А1
Размах крыла, м: 12,81
Длина, м: 10,83
Высота, м: 4,74
Площадь крыла, м2: 28,00
Масса, кг
— пустого самолета: 2 713
— нормальная взлетная: 3 900
— максимальная взлетная: 4 553
Двигатель: 1 х Мitsubishi МК8N Kinsei 54 х 1300 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 448
Крейсерская скорость, км/ч: 352
Практическая дальность, км: 2 420
Максимальная скороподъемность, м/мин: 655
Практический потолок, м: 10 280
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— две 20-мм кpыльевые пушки тип 99;
— один 13,2-мм пулемет тип 2;
— одна бомба 250 кг или четыре бомбы по 60 кг.
Источник: topwar.ru