Ледокольный флот США. Темное настоящее и светлое будущее

Ледокольный флот США. Темное настоящее и светлое будущее
Ледокол USCGC Polar Star (WAGB-10) во льдах. Фото US CG

США планируют расширять присутствие в Арктике, и одним из главных инструментов для решения этой задачи должны стать военно-морские силы. Для полноценной работы в высоких широтах флот нуждается в ледоколах – но ситуация вокруг таких судов оставляет желать лучшего. Количество тяжелых ледоколов, способных работать в арктических морях, недостаточно, а новые суда пока существуют лишь в виде планов.

Недостаточный минимум

Ледокольный флот США, призванный обеспечивать деятельность ВМС и коммерческих перевозчиков, является частью Береговой охраны. На данный момент в составе US Coast Guard формально имеется всего три тяжелых ледокола. Это два судна типа Polar и одно проекта Healy. Средний ледокол USCGC Mackinaw (WLBB-30) несет службу на Великих озерах и не выходит в океаны. Также следует упомянуть 9 ледокольных буксиров типа Bay-class, распределенных между несколькими портами.

Из всего этого количества лишь два тяжелых ледокола способны выходить в открытое море и действовать в северных районах Тихого и Атлантического океана и содействовать работе ВМС США в Арктике. Это суда USCGC Polar Star (WAGB-10) и USCGC Healy (WAGB-20). Третий тяжелый ледокол, USCGC Polar Sea (WAGB-11), после аварии стоит у причальной стенки и служит источником запчастей для однотипного судна.

Ледокольный флот США. Темное настоящее и светлое будущее
USCGC Polar Star буксирует судно. Фото US CG
Ледокол USCGC Polar Star (WAGB-10) начал службу еще в 1976 г., а в начале прошлого десятилетия прошел модернизацию. Это судно длиной 122 м с полным водоизмещением более 13,8 тыс.т. Энергоустановка построена по схеме CODLOG и включает 6 дизелей мощностью по 3 тыс.л.с. и 3 газотурбинных двигателя по 25 тыс.л.с. На чистой воде ледокол разгоняется до 18 узлов и имеет дальность 16 тыс. морских миль. Конструкция корпуса обеспечивает прохождение через льды толщиной до 1,8-2 м со скоростью 3 узла. Имеется возможность преодоления торосов толщиной до 4 м.

Судно USCGC Healy (WAGB-20) строилось в 1996-99 гг. и является самым новым среди всех тяжелых ледоколов США. Оно имеет длину 128 м при водоизмещении более 16,2 тыс.т. Применена дизель-электрическая энергоустановка с четырьмя двигателями внутреннего сгорания мощностью по 11,6 тыс.л.с. Два ходовых электродвигателя имеют мощность по 15 тыс.л.с. Максимальная скорость USCGC Healy достигает 17 узлов. По основным рабочим показателям судно не уступает другому тяжелому ледоколу США. На борту имеются собственные лаборатории с возможностью размещения того или иного научного оборудования.

Ледокольный флот США. Темное настоящее и светлое будущее
Ледокол USCGC Polar Sea (WAGB-11) в море. Сейчас он стоит у берега. Фото US CG
Оба активных ледокола и одно судно «под каннибализацию» базируются в порту г. Сиэтл (шт. Вашингтон). В зависимости от поставленной задачи, они могут работать в районе Аляски и Алеутских островов. Кроме того, с их помощью обеспечивается деятельность американских баз в Антарктиде. При необходимости не исключается переход ледоколов на Восточное побережье для решения тех или иных задач.

«Полярная безопасность»

В начале десятых годов, одновременно с выводом из активной эксплуатации ледокола Polar Sea, командование Береговой охраны подняло вопрос строительства новых судов. Изначально будущая программа называлась Heavy Polar Ice Breaker, а позже ее переименовали в Polar Security Cutter.

В течение нескольких лет US Coast Guard безуспешно пыталась найти финансирование и согласовать строительство нескольких новых ледоколов. По тем или иным причинам, полноценный запуск будущей программы PSC неоднократно откладывался. В 2016 г. ситуация изменилась. В связи с изменением основных стратегий интерес к ледокольной тематике начали проявлять ВМС США, и две структуры объединили усилия.

Ледокольный флот США. Темное настоящее и светлое будущее
Ледокол USCGC Healy (WAGB-20) — самый новый из тяжелых. Фото NASA
В 2017 г. стартовали выработка требований к будущим ледоколам и составление планов строительства. Позже началось конкурсное проектирование ледокола тяжелого класса. Победителем программы стала компания VT Halter Marine (г. Паскагула, шт. Миссисипи. В апреле 2019 г. она получила контракт стоимостью 746 млн долл. на завершение проектирования и строительство головного ледокола PSC. Также выдан опцион на два следующих однотипных судна.

За основу для проекта VT Halter Marine было взято немецкое исследовательское судно Polarstern II. Его конструкцию дорабатывают в соответствии с требованиями Береговой охраны и ВМС, а также оснащают новым оборудованием. Ожидается, что готовый ледокол нового проекта будет иметь длину 140 м и водоизмещение более 23 тыс.т. Будет использована дизель-электрическая энергоустановка с кормовыми винторулевыми колонками и носовым подруливающим устройством. Судно сможет проламывать лед толщиной не менее 1,4 м при постоянном движении на 3 узлах; также обеспечат прохождение более толстых преград.

Закладка головного PSC с бортовым номером WSMP-1 состоится в 2021 г. В 2022-23 гг. судно построят, и к июню 2024 г. ожидается передача заказчику. Затем USCG желает построить еще два новых тяжелых ледокола – со сдачей в 2026 и 2027 гг. Общая стоимость трех судов может достигнуть 2 млрд долл.

Ледокольный флот США. Темное настоящее и светлое будущее
USCGC Healy осуществляет проводку танкера «Ренда» в порт Ном на Аляске, 2012 г. Фото US Navy
Любопытно, что программа PSC предусматривает строительство не только трех тяжелых ледоколов, но и трех судов среднего класса. Сейчас вырабатываются требования к этому проекту, и разработка еще не начиналась. Сроки выполнения строительства пока остаются неизвестными. Упоминалось, что вся программа PSC должна быть выполнена к 2030 г. или чуть позже.

Атом двойного назначения

Несмотря на наличие необходимых технологий, США пока не строили атомные ледоколы. Кроме того, у них отсутствуют боевые корабли, способные самостоятельно работать в арктических морях без ледоколов. При этом у вероятного противника в лице России имеются и те, и другие. Возможно, США примут меры, и начнут сокращать отставание в этих областях.

В июне этого года президент США Д. Трамп подписал документ Memorandum on Safeguarding U.S. National Interests in the Arctic and Antarctic Regions («Меморандум о защите национальных интересов США в регионах Арктики и Антарктики»). Среди прочего, он определяет основные пути развития ледокольного флота. Предлагается изучить и оценить широкий круг современных и перспективных технологий судостроения, пригодных для использования в новых ледоколах.

Ледокольный флот США. Темное настоящее и светлое будущее
Предлагаемый облик тяжелого ледокола PSC. Графика VT Halter Marine
В частности, Меморандум призывает изучить вопрос строительства ледоколов с ядерной энергоустановкой, а также проработать тему оснащения таких судов оборонительным вооружением. Результаты таких исследований могут быть использованы при дальнейшем развитии программы PSC или других схожих проектов.

Меморандум рассчитан до 2029 г., из-за чего его предложения выглядят весьма интересно. В означенные сроки планируется построить три тяжелых ледокола PSC и, возможно, выполнить работы по средним судам. Идея об оснащении ледоколов оборонительным вооружением в целом реалистична и может быть реализована в срок – хотя и с некоторыми ограничениями. Что касается атомных энергоустановок для ледоколов, то до конца десятилетия можно ожидать появление подобных проектов, но не готовых судов.

В свете этих обстоятельств любопытно выглядит предложение Меморандума об аренде иностранных судов. Такие меры предлагается рассмотреть на случай неудач со строительством собственных ледоколов и с разработкой перспективных проектов.

Ледокольный флот США. Темное настоящее и светлое будущее
PSC на службе — пока на рисунке. Графика VT Halter Marine

Темное настоящее и светлое будущее

В настоящее время состояние ледокольного флота Береговой охраны США оставляет желать много лучшего. Он способен обеспечивать научную и экономическую деятельность, но для полноценной помощи военно-морским силам в Арктике его потенциал недостаточен. Прежде всего, имеются проблемы количественного характера. К счастью для ВМС, руководство страны и силовых структур понимают эту проблему и даже принимают меры по исправлению ситуации.

Пока в строю имеется только два тяжелых ледокола, построенные в семидесятых и девяностых годах. В 2024 г. ожидается появление третьего, а к концу десятилетия в строй встанут еще два. По всей видимости, к этому времени придется списать окончательно устаревшее судно USCGC Polar Star (WAGB-10). В итоге в 2023 . в строю будет не более 4-5 тяжелых ледоколов и, возможно, до 3-4 средних, причем все – дизельные.

Из-за таких размеров и технических особенностей общий потенциал американского ледокольного флота будет ограниченным. Однако на фоне нынешней ситуации даже 8-10 дизельных судов выглядят весьма выигрышно. Удастся ли выполнить текущие планы и реализовать требования Меморандума – покажет время.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий