Специалисты Биологического института ТГУ совместно с коллегами из Института океанологии РАН составили перечень ихтиофауны острова Сахалин и прилегающей южной части Охотского моря
Специалисты Биологического института ТГУ совместно с коллегами из Института океанологии РАН составили перечень морской, солоноватоводной и пресноводной ихтиофауны острова Сахалин и прилегающей южной части Охотского моря.
Результатом собственных многолетних исследований и анализа литературных данных за последние 200 лет стал масштабный анализ. Ученые выяснили, что в водах Сахалина и прилегающих акваторий обитает уже более 40 видов акул и скатов, а также становится все больше мигрантов из тропических и субтропических морей. Выводы были обобщены в статье «Annotated list of ichthyofauna of inland and coastal waters of Sakhalin Island» в журнале «Journal of Ichthyology» (Q2 Scopus).
Список исследователей БИ ТГУ и ИО РАН состоит из 600 видов в 4 классах, 44 отрядах, 17 подотрядах, 129 семействах, 50 подсемействах и 312 родах. В нем есть и английские, и латинские (научные) названия видов, а также данные об их месте обитания в Мировом океане и распространении в водах Сахалина. В список включили и информацию об их природоохранном статусе, коммерческом значении и обилии. Для каждого вида указали современные ареалы и таксономический статус. По данным исследователей, в дальневосточных водах начинают появляться теплолюбивые виды акул и скатов. Хотя такая среда обитания для них нетипична.
«За последние годы в дальневосточных водах Южных Курил и Сахалина (Охотское и Японское моря, Тихий океан) участились поимки хрящевых рыб (акул, скатов и химер), для которых этот район обитания является нехарактерным, – рассказывает один из авторов статьи, учёный БИ ТГУ Юрий Дылдин. – Причина миграции акул и скатов из тропической и субтропической областей заключается в значительном прогреве морских вод. Многие представители этой группы не могут преодолеть экологический рубеж, и как только температура воды повышается, они стремятся осваивать новые акватории».
В водах Сахалина и прилегающих водах достоверно наблюдается уже более 40 видов акул, скатов и химер. Тропическими и субтропическими мигрантами считаются плоскоголовая семижаберная акула (Notorynchus cepedianus), китовая акула (Rhincodon typus), обыкновенная морская лисица (Alopias vulpinus), молочная акула (Rhizoprionodon acutus). В это же время опасение вызывает положение хрящевых рыб. Так, авторы статьи «Half a century of global decline in oceanic sharks and rays» («Полвека глобального сокращения океанических акул и скатов») обнаружили снижение глобальной численности океанических акул и скатов на 71%. Оно началось еще в 1970 году из-за 18-кратного увеличения вылова, который повысил риск глобального исчезновения до такой степени, что три четверти видов уже под угрозой исчезновения.
Специалисты считают, важно как можно скорее установить запреты и предупредительные научно-обоснованные ограничения на вылов. Это предотвратит гибель популяций хрящевых рыб, не допустит нарушения экологических функций и поможет восстановить виды.
«К сожалению, люди слишком поздно понимают особенности биологии эксплуатируемых промыслом видов, – говорит сотрудник Института океанологии РАН, ВНИРО и Биологического института ТГУ Алексей Орлов. – Хрящевые характеризуются поздним половым созреванием, большой продолжительностью жизни, низкими темпами роста и популяционной плодовитостью, а не ежегодным размножением. Всё это делает их крайне уязвимыми к промыслу. Отдельные группы подвергаются особому прессу: крупные акулы – из-за плавников, рыбы-пилы – из-за рострума, который идет на сувениры, пресноводные скаты – в аквариумы по всему миру и так далее».
В списках СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения) сейчас хрящевые наряду с осетровыми занимают практически большую часть списка рыб, запрещенных к международной торговле.
По словам Алексея Орлова, в России нет целевого промысла, величина прилова контролируется через общий допустимый улов, а вылавливаемая продукция отправляется на азиатские рынки. Это говорит о хорошей тенденции, но она может измениться, если какие-то компании станут добывать скатов целенаправленно и в возрастающих объемах. Кстати, в меню нескольких ресторанах городов Дальнего Востока уже есть блюда из скатов.
«Между тем, биология этих видов (а их в наших дальневосточных водах только основных около десятка) совершенно не изучена, что не позволяет научно обосновывать объемы возможного изъятия, – добавляет Алексей Орлов. – Сейчас ОДУ рассчитывается для всех скатов как единой сборной группы, в которую входят и мелкие виды с продолжительностью жизни до 10 лет, и крупные, которые могут доживать до возраста 15-20 и более лет. Подобный усреднённый подход может пагубно влиять на состояние запасов отдельных видов. Кроме того, Россия пока остается в стороне от разработки и внедрения национального плана действий по сохранению хрящевых (IPOA–Sharks – International Plan of Actions–Sharks), разработанный ФАО и рекомендованный всем странам, ведущим промысел акул и скатов».
Фото: shark-dive-reefs.jpg
Источник: ТГУ
Источник: scientificrussia.ru