Андрей Туторский рассказал о том, как в России появились государственные праздники, какие изменения претерпел праздничный календарь и почему россияне любят одни праздники и равнодушны к другим
Андрей Туторский, доцент кафедры этнологии исторического факультета МГУ, рассказал о том, как в России появились государственные праздники, какие изменения претерпел праздничный календарь и почему россияне любят одни праздники и равнодушны к другим.
Андрей Туторский
Выходные дни и общегосударственные праздники появились в России благодаря закону 1897 года «О продолжительности рабочего дня и неприсутственных днях». Именно с этого момента празднуется Новый год. Однако стоит отметить, что тогда его официальное название было Обрезание Господне. Если говорить о перечне государственных праздников, то здесь необходимо сделать разделение и сказать, что до 1917 года большинство из них были религиозными, и если мы подразумеваем под государственными праздниками светские, то таковых было один-два, не более. Эти праздники были связаны с восшествием на престол императоров, так называемые «царские дни».
Самые значительные изменения в праздничном календаре произошли после 1917 года. Именно тогда появились новые праздники, например, День Кровавого Воскресенья был совмещен с днем смерти Владимира Ленина, который умер 21 января, появился праздник 12 марта – День свержения самодержавия, когда Россия была объявлена республикой. Кроме того, был установлен праздник 18 марта – День Парижской коммуны, поскольку Ленин считал это событие наиболее близким по духу социализму. 1 мая отмечался День Интернационала, или День международной солидарности трудящихся, и кроме этого были и Дни комсомола, и Дни пионерии, и День военно-морских сил, День Красной армии. Отмечались такие праздники чаще всего парадами, поэтому нельзя сказать, что они были полноценными выходными, так как надо было участвовать в различных общественных мероприятиях, которые расценивались даже более важными, чем работа.
В 1930-х годах изменилась стратегия развития государства, настало время возрождения многих имперских традиций, когда немного сменилась идеология, идеал мировой революции перестал играть большую роль. В это время была взята цель на построение коммунизма в отдельно взятой стране, а праздники стали очень сильно походить на дореволюционные. При этом многие из них не были выходными днями. До середины 1960-х годов 8 Марта, 9 Мая и многие другие праздники оставались рабочими днями, то есть праздничный календарь изменился, а вот система выходных дней значительно сократилась по сравнению с императорской Россией.
Праздник 23 февраля. С этим праздником связана такая загадка: известна легенда, что в этот день части Красной армии впервые вступили в бои с немецкими войсками и этот день стал днем ее рождения. Однако документальных свидетельств этому нет. Тем не менее праздник существовал, но до самого начала XXI века не был выходным днем. Во второй половине XX века он стал приобретать черты «дня мужчин»: в школах устраивались поздравления, на уроках труда ученицы пекли печенья или торты и поздравляли одноклассников. А затем на 8 Марта мальчики делали своими руками подарки девочкам. Происходил такой обмен между полами, подчеркивалась, переживалась (или, как говорят ученые-антропологи, «реактуализировалась») гендерная идентичность. Но связь с днем армии стала постепенно теряться. Я помню, в 1990-х велись дискуссии, нужно ли поздравлять молодых людей, которые не служили в армии, с этим праздником или насколько правильно поздравлять девушек-военнослужащих, ведь получается, что у них два праздника? Однако праздник с 2002 года стал выходным днем. Количество женщин-военнослужащих увеличивается, и вопросы 1990-х утрачивают свою важность: армия есть, и есть ее праздник.
Если говорить о праздниках, которые забыли, то, наверное, стоит сказать о Дне Парижской коммуны и Кровавом воскресенье, объединенным с днем рождения Владимира Ленина. Об этих праздниках мало кто знает, поэтому вполне логично, что они уже никак не празднуются. В большинстве своем люди мало знают, что они когда-то были государственными праздниками в Советской России.
А вот если говорить о государственных праздниках, которые никогда не уйдут в прошлое, то среди них можно выделить День народного единства, самый искренний праздник – 9 Мая и Новый год, хотя его назвать государственным тоже нельзя, так как он имеет куда более глубокую и древнюю символику.
Очевидно, что нуждается в ребрендинге праздник, который мы отмечаем 12 июня. В рейтинге ненародных праздников он является первым, так как многие люди говорят о том, что не понимают его суть, непонятно, от чего независимость, и непонятно, что отмечать. При этом для России праздник 12 июня является тем же, чем являлось 7 ноября для Советской России, то есть днем рождения государства, и, безусловно, отменять его нельзя, но, возможно, трансформировать стоит, чтобы он в измененном формате приобрел народность.
Вопрос не в том, много или мало у нас праздников, а в том, сколько людей могут воспользоваться ими. Ведь количество людей, которые вынуждены ходить на работу в праздничные дни, достаточно велико. Проблема включения новых праздников в перечень официальных достаточно актуальна сегодня. Например, празднуя Рождество на государственном уровне, мы отодвигаем на второй план некоторые народы России, которые исповедуют мусульманство, буддизм или иудаизм. Исходя из этого можно было бы включить какие-то праздники из других религий, так как, празднуя одни дни и не обращая внимание на другие, мы не способствуем объединению людей. Нужны праздники, которые смогли бы объединить население, так как многие новые праздники отражают интерес одной из групп, а не всех и сразу, поэтому, возможно, что в перспективе развития календаря будет развитие неких двух-трех общих праздников, самых универсальных.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: http://www.hist.msu.ru/departments/4011/people/teachers/13183/?sphrase_id=128367
Источник: scientificrussia.ru