Первый полет опытного F-15QA, апрель 2020 г. Фото Boeing
В США продолжаются полномасштабные испытания перспективного истребителя F-15QA, предназначенного для военно-воздушных сил Катара. В обозримом будущем эту машину доведут до серийного производства, в результате чего катарские ВВС станут обладателями едва ли не самой совершенной версии F-15.
Международное сотрудничество
Предварительные договоренности о поставке модернизированных самолетов McDonnell Douglas / Boeing F-15E Strike Eagle были достигнуты в 2016 г. В ноябре того же года американские власти одобрили заключение сделки на поставку 72 самолетов, запчастей и вооружения, а также обучение личного состава. Ориентировочная стоимость такого договора должна была превышать 21 млрд долл.
Договор на строительство и поставку техники появился в июне 2017 г. В соответствии с ним в ближайшие годы американская сторона должна была создать и испытать специальную модификацию исходного F-15, а затем наладить ее производство. Документ предусматривает поставку 36 истребителей общей стоимостью 12 млрд долл.
США и Катар договорились о создании новой модификации истребителя под названием F-15QA (Qatar Advanced – «Катарский улучшенный»). Основой для этого проекта стала предыдущая модификация F-15SA для Саудовской Аравии. Ее предлагалось переделать с применением последних наработок компании Boeing и с учетом пожеланий нового заказчика.
В процессе испытаний
Проектные работы и строительство опытной техники не заняло много времени. К началу 2020 г. первый опытный F-15QA был построен и выведен на испытания. Первый полет этой машины состоялся 14 апреля. К настоящему времени завершено строительство еще двух истребителей, они тоже привлечены к участию в испытаниях.
Торжественная встреча прототипа. Фото Минобороны Катара
Как сообщается, два опытных самолета сейчас проходят проверку на базе завода ВВС Plant 42 в Палмдейле (шт. Калифорния). За несколько недель там планируется провести ряд различных тестов, невозможных на других площадках. В частности, проверяются летные качества на малых высотах, тестируются системы для работы по наземным целям и т.д.
В ходе текущих испытаний общий налет трех опытных F-15QA уже превысил 100 часов. Самолетам предстоит пройти еще несколько этапов проверки, после чего их передадут заказчику. Ожидается, что ВВС Катара получат эту технику уже в следующем году. Затем запустят полномасштабную серию, которая обеспечит выполнение имеющегося контракта в течение нескольких лет.
Пути модернизации
Проект F-15QA предусматривает обновление конструкции и приборного оснащения базового F-15E/SA с учетом пожеланий заказчика и последних достижений науки и техники. Подобные нововведения упрощают и удешевляют сборку и обслуживание, а также повышают летные, боевые и эксплуатационные качества самолета.
В первую очередь, переработаны процессы производства планера. Носовая часть и крыло для F-15QA выполняются по технологии Full-Size Determinant Assembly (FSDA) разработки Boeing. В рамках FSDA уменьшено количество узлов, поставляемых на финальную сборку, а сам процесс стыковки деталей сокращен, ускорен и упрощен. Кроме того, применены некоторые доработки конструкции агрегатов, увеличивающие их ресурс.
Первый F-15EX для ВВС США на стадии сборки. Фото US Air Force
Являясь развитием проекта F-15SA, истребитель для ВВС Катара получает аналогичную цифровую электродистанционную систему управления во всех каналах. Она построена на основе двух компьютеров, каждый из которых имеет по два контура управления. Предусматривается четырехкратное резервирование проводки к исполнительным механизмам. Такая архитектура ЭДСУ обеспечивает высокие летные характеристики в сочетании с резким повышением надежности.
F-15QA получает обновленный прицельно-навигационный комплекс на основе бортовой РЛС Raytheon AN/APG-82 (v) 1 с активной фазированной антенной решеткой. Обработка данных перед выдачей пилоту и штурману-оператору осуществляется вычислительной машиной ADCP II (Advanced Display Core Processor II). Используется операционная система Operational Flight Program последней «серийной» версии Suite 8.
Истребитель оснащается двухместной «стеклянной кабиной». Основным средством отображения всей необходимой информации становится крупноформатный жидкокристаллический сенсорный экран. По бокам от него находятся экраны меньших размеров. Старый индикатор лобового стекла заменен новой системой HRCCP (HUD Radio Communications Control Panel) меньшего профиля с интегрированным пультом управления радиостанцией. Летчики по-прежнему могут использовать нашлемные системы целеуказания американской разработки.
Вследствие сохранения основных агрегатов планера и силовой установки летно-технические характеристики нового F-15QA остаются на уровне базового истребителя F-15E/SA. Комплекс вооружений остается прежним. Истребители ВВС Катара смогут использовать все ракеты и бомбы, совместимые с F-15E.
Проектный облик F-15EX. Графика Boeing
Еще одна модификация
В недавнем прошлом истребитель F-15QA именовали последней и самой совершенной версией F-15E. Теперь это почетное звание перешло к следующей разработке. На основе «катарского» истребителя создается новый самолет для ВВС США. Ранее предлагался проект одноместного самолета F-15X, но заказчик выбрал двухместную модификацию F-15EX, более похожую на F-15QA.
С точки зрения конструкции планера и общих особенностей оснащения F-15EX минимально отличается от F-15QA. При этом вычислительный комплекс получит ПО очередной версии OFP Suite 9, а живучесть повысят за счет системы предупреждения Eagle Passive Active Warning Survivability System (EPAWSS). В боекомплект планируется ввести перспективные гиперзвуковые ракеты «воздух-земля» и иное оружие новых типов.
13 июля 2020 г. Пентагон официально заказал первую партию из восьми истребителей F-15EX стоимостью ок. 1,9 млрд долл. К тому времени на заводе Boeing в г. Сент-Луис уже велась сборка первой машины. Во втором квартале 2021 ф.г. два первых самолета должны передать ВВС для проведения испытаний. Оставшиеся истребители сдадут только в 2023-м.
В общей сложности ВВС США желают закупить 144 самолета F-15EX в срок до 2030 г. На эту технику собираются потратить ок. 22,9 млрд долл. Ежегодно будут заказывать и оплачивать постройку 12 машин.
Внешне F-15EX и F-15QA отличаются минимально. Графика Boeing
Появление заказа на F-15EX прямо связано с состоянием авиапарка ВВС и Национальной гвардии, а также с характерными проблемами последнего времени. Наличные F-15C/D вырабатывают ресурс и нуждаются в замене. Количество современных F-22, изначально рассматривавшихся в качестве замены для F-15, оказалось недостаточным, а производство новых F-35 не покрывает все нужды Пентагона. В связи с этим принята «временная мера» в виде очередного проекта модернизации F-15E – с производством полностью новых машин.
Перспективы семейства
Развитие семейства истребителей F-15 продолжается и дает новые любопытные результаты. На базе весьма удачной платформы разрабатываются новые модификации с повышенными боевыми и эксплуатационными характеристиками. При этом очередные версии истребителя создаются не только для основного заказчика в лице ВВС США, но и для дружественных зарубежных стран.
В основе подобных успехов F-15 лежат несколько факторов. В первую очередь необходимо отметить высокий потенциал самолета F-15E как платформы для дальнейшего обновления и совершенствования. Он изначально отличался хорошими характеристиками, и замена тех или иных компонентов обеспечивает дальнейшее развитие с получением высоких результатов. Кроме того, важным фактором стали проблемы более новых проектов в виде роста стоимости и сокращения темпов производства.
ВВС Саудовской Аравии, Катара и США уже заказали более 230 истребителей F-15SA/QA/EX. В обозримом будущем будет начато полномасштабное производство, и до конца десятилетия вся эта техника поступит в части. Таким образом, заявленное техническое совершенство новых самолетов постепенно переходит в коммерческий успех. Впрочем, о достижении всех поставленных целей пока говорить рано.
Источник: topwar.ru