«Леопард» в процессе вывода из эллинга
Северодвинский Центр судоремонта «Звездочка» продолжает работы по ремонту и модернизации многоцелевой атомной подводной лодки К-328 «Леопард». Корабль, построенный по проекту 971 «Щука-Б», обновляют до состояния «971М». На днях ремонтные работы перешли на завершающий этап, и в ближайшем будущем подлодка сможет выйти на испытания, по результатам которых вернется на службу.
Длительная модернизация
Решение о проведении глубокой модернизации АПЛ «Леопард» было принято на рубеже двухтысячных и десятых годов. В середине 2011 г. корабль прибыл в ЦС «Звездочка» для проведения всех требуемых работ. После необходимой подготовки, в мае 2012 г. подлодку поместили на стапель в эллинге. Затем начался демонтаж устаревших агрегатов, ремонт ряда систем и т.д.
К сожалению, процесс ремонта «Леопарда» столкнулся с трудностями разного рода. Главным результатом этого стало регулярное изменение планируемых сроков завершения работ. Изначально корабль планировалось сдать не позднее 2015 г., однако работы продолжаются до сих пор и сдача подлодки заказчику состоится не ранее 2021-го.
Задержки были связаны с недостатком финансирования, трудностями при взаимодействии предприятий, доработкой проекта и т.д. Кроме того, Центру «Звездочка» пришлось осваивать новое для себя направление: «Леопард» стал первой АЛП 3 поколения, поступившей на средний ремонт и глубокую модернизацию.
С возникшими трудностями удалось разобраться, и к настоящему времени завершен т.н. стапельный этап ремонта. 25 декабря подлодку «Леопард» вывели из эллинга и спустили на воду. Корабль перевели к достроечной стенке, где будут выполнены оставшиеся мероприятия. После этого пройдут ходовые испытания, по результатам которых АПЛ вернется в боевой состав Северного флота.
Технические подробности
Проект модернизации многоцелевой АПЛ «971М» был разработан в СПМБМ «Малахит». Головным исполнителем работ является ЦС «Звездочка». На правах разработчиков и поставщиков отдельных устройств, систем и агрегатов к проекту привлекли 30 предприятий разных отраслей.
Как сообщается, в ходе ремонта доработке подверглись корпус и отдельные элементы внутреннего оснащения подлодки. За счет таких мер удалось сократить производимый шум и акустическую заметность. Усовершенствованы общекорабельные системы, что повысило эксплуатационные характеристики и надежность лодки. Улучшены условия для экипажа, рабочие и бытовые.
Проектом 971М предусмотрена глубокая модернизация бортовой электроники, затрагивающая почти все основные системы. Используется новая боевая информационно-управляющая система, заменены средства связи и навигации. Модернизирован гидроакустический комплекс. Все эти меры должны повысить боевые качества корабля.
Одной из целей проекта модернизации является расширение номенклатуры ракетно-торпедного вооружения. Основная мера в этом контексте – применение современного ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Пуск ракет разных типов и различного назначения осуществляется через штатные 533-мм торпедные аппараты. При этом сохраняется возможность применения торпед всех современных типов калибром 533 и 650 мм. Боекомплект меньшего калибра включает 28 ед. оружия, для 650-мм аппаратов – 12 ед.
По результатам модернизации АПЛ пр. 971М сохраняет исходные размерения и водоизмещение. Длина «Леопарда» по-прежнему составляет 110 м, полное водоизмещение – менее 12,8 тыс.т. Главная энергоустановка на основе реактора ОК-650 с одним гребным винтом позволяет развивать под водой скорость до 33 узлов. Рабочая глубина погружения превышает 500 м.
Проект модернизации подлодок «Щука-Б» получил высокие оценки. Официальные лица говорят о его высоком потенциале. Так, руководство ЦС «Зведочка» отмечало, что модернизированная АПЛ пр. 971М по техническому потенциалу совместима с современной лодкой пр. 885 «Ясень».
В масштабах флота
По проекту 971 в его исходном и доработанном вариантах было построено 15 атомных подлодок. Строительство четырех было отменено после закладки, а судьба еще одной решалась в течение длительного времени. Четыре АПЛ к настоящему времени списали из-за морального и физического устаревания, одну передали в лизинг ВМС Индии, и еще одна отправится за рубеж через несколько лет. В итоге на данный момент в составе ВМФ России остается только 9 «Щук-Б», распределенные между Северным и Тихоокеанским флотами.
По мере продолжения службы, АПЛ пр. 971 проходили мелкий и средний плановый ремонт. В 2014 г. было принято решение о проведении глубокой модернизации большей части наличных кораблей, предусматривающей замену части оборудования и внедрения новой аппаратуры, в т.ч. современного ракетного комплекса.
Первой ремонт и модернизацию до состояния «971М» прошла подлодка К-157 «Вепрь» Северного флота. Работы на этом корабле были завершены к начелу 2020 г., и в августе его передали флоту. На данный момент «Вепрь» является единственной многоцелевой АПЛ обновленного проекта в боевом составе российского флота. Впрочем, вскоре ожидаются новые корабли.
АПЛ К-328 «Леопард» находилась на ремонте с 2011 г., и по ряду причин работы затянулись, а исходные сроки были сорваны. Тем не менее, модернизация почти завершена, хотя и со значительным опозданием. Через несколько месяцев лодку выведут на ходовые испытания, и в 2021-22 гг. она сможет вернуться на службу.
Согласно планам 2014 г., модернизацию до «971М» должны пройти еще четыре корабля. Для Северного флота отремонтируют лодки К-461 «Волк» и К-154 «Тигр». Тихоокеанский получит модернизированные К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Все они уже находятся на судоремонтных заводах и проходят необходимые мероприятия. При этом, в связи с возникшими трудностями, графики работ по отдельным кораблям несколько раз пересматривались. Сдача подлодок запланирована на ближайшие годы.
К-157 «Вепрь» на испытаниях, март 2020 г.
Ожидаемое будущее
На данный момент в составе российского ВМФ имеется девять подлодок пр. 971 (М), и только четыре готовы к выходам в море на боевую службу. Прочие корабли находятся на разных стадиях ремонта, и их боеготовность будет восстановлена только в 2021-23 гг. Такое положение дел становится поводом для беспокойства и требует принятия соответствующих мер.
Такие меры разработаны и приняты, и ситуация меняется к лучшему. В этом году сдали заказчику первый модернизированный корабль, а вскоре ожидается еще один. Группировка «Щук-Б» в составе подводного флота постепенно восстанавливается, и в течение нескольких следующих лет две трети лодок этого типа будут соответствовать последнему проекту.
Важно, что речь идет не только о количестве, но и о качестве. Корабли не только проходят ремонт с восстановлением технической готовности, но и получают новое оборудование и вооружение. После ремонта подлодки становятся тише, могут засекать цели на большей дальности, а также поражать более широкий круг целей при помощи современных ракет.
Таким образом, программа поддержания группировки многоцелевых атомных подлодок постепенно справляется с возникшими затруднениями и в целом решает поставленные задачи. ВМФ получит все требуемые подлодки в новой конфигурации с широкими возможностями – хотя это и займет больше времени, чем планировалось изначально.
Источник: topwar.ru