Танки «Арджун» первой модели 43-го танкового полка на параде, 23 января 2010 г.
В середине девяностых годов индийская промышленность завершила разработку первого собственного основного боевого танка «Арджун». Через несколько лет эту машину довели до серийного производства и службы в армии. Развитие проекта продолжилось, и теперь армия готовится осваивать танки новой модификации Arjun Mk 1A.
От проекта до армии
Научно-исследовательские работы по перспективному индийскому танку начались еще в семидесятых годах. О завершении проектирования ОБТ «Арджун» официально сообщили в начале девяностых. Тогда же армия выдала заказ на предсерийные танки новой модели. К концу десятилетия появился контракт на полноценное серийное производство. Производство новых ОБТ было поручено заводу Heavy Vehicles Factory в г. Авади (шт. Тамилнад).
Еще в середине девяностых 43-й танковый полк, на тот момент вооруженный устаревшими Т-55, получил шесть предсерийных танков Arjun. Поставки серийных бронемашин начались только в двухтысячных. Так, в 2004 г. сообщалось о передаче полку первой серийной партии из 16 танков Arjun Mk 1. Процессы перевооружения затянулись до 2009 г., когда численность новой техники была доведена до штатной в 45 ед. При этом полк полностью избавился от устаревшей техники.
75-й танковый полк на параде 26 января 2013 г.
После некоторого перерыва, в 2011 г. начались поставки танков «Арджун» в 75-й танковый полк. Процесс его перевооружения занял еще несколько лет и завершился в середине десятых годов. Ранее наработав необходимый опыт, промышленность смогла ускорить производство и быстрее выполнить имеющиеся заказы.
По ряду причин, индийская армия решила перевести на танки «Арджун» первой модели только два полка. Для них построено 124 ед. техники. До недавнего времени это был весь парк ОБТ собственной индийской разработки, но в будущем ожидается рост количественных и качественных показателей.
Новая модификация
В конце двухтысячных годов, на фоне серийного производства, началась разработка усовершенствованного танка Arjun Mk 2. Предлагалось около сотни доработок и улучшений, влияющих на все основные характеристики и возможности. В 2012-14 гг. опытные машины новой модификации прошли испытания и в целом подтвердили расчетные параметры.
Однако армия не поспешила заказывать модернизированный танк. При всех своих преимуществах, «Арджун» второй версии не полностью соответствовал техническим и экономическим требованиям. Результатом этого стал заказа на доработку проекта в сторону облегчения конструкции и удешевления производства. В 2018 г. такой вариант проекта Arjun Mk 2 получил собственное обозначение Arjun Mk 1A.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди на танке «Арджун» 75-го полка, 14 ноября 2020 г.
В 2020 г. армия завершила испытания ОБТ «Арджун» последней версии Mk 1A и рекомендовала его к серии. Несколько дней назад индийские СМИ сообщили об утверждении нового контракта на производство танков. Он предусматривает строительство 118 танков. Их должны изготовить и сдать армии в течение следующих 4-5 лет. Стоимость этой техники составляет 8400 кроров рупий (84 млрд рупий или 1,16 млрд долл. США).
Любопытно, что сборка первой машины началась еще в прошлом году и уже успешно завершена. Первый серийный Arjun Mk 1A передали заказчику 14 февраля в ходе торжественной церемонии с участием высшего руководства страны. Уже в этом году возможна передача целой партии танков новой модификации.
Неосновной танк
К настоящему времени индийская армия заказала, получила и освоила 124 основных боевых танка «Арджун» базовой модификации Mk 1. Эта техника была распределена между двумя танковыми полками. Также размещен заказ на 118 более новых Arjun Mk 1A, и первая машина этого контракта уже получена. По всей видимости, с помощью этого контракта выполнят перевооружение еще двух полков сухопутных войск.
Испытания управляемой ракеты SAMHO, сентябрь 2020 г.
Таким образом, если программа производства не столкнется с какими-либо трудностями, к середине десятилетия у Индии будет 242 ОБТ собственной разработки и местного производства. С помощью этой техники перевооружат не более 4-5 танковых полков.
В этом контексте следует напомнить, что в составе сухопутных войск Индии имеется более 60 танковых полков, в каждом из которых эксплуатируются десятки танков. По открытым данным, в строю имеется более 2400 ОБТ Т-72М1 и свыше 1000 Т-90С иностранной и местной сборки. Еще не менее 1100 танков находится на хранении.
Таким образом, успешное выполнение новых заказов на производство модернизированных ОБТ «Арджун» не окажет существенного влияния на количественные и качественные показатели индийских танковых войск. Доля техники собственной разработки не превысит 7-8 проц., в результате чего боевые качества армии по-прежнему будут определяться бронемашинами советской и российской разработки.
Вероятные противники
43-й и 75-й танковые полки, оснащенные ОБТ «Арджун», расквартированы вблизи индийско-пакистанской границы. В случае обострения отношений двух стран или начала открытого конфликта им предстоит решать те или иные задачи, вплоть до ведения боевых действий.
Церемония приемки первого танка Arjun Mk 1A, 14 февраля 2021 г.
В составе армии Пакистана имеется 2 бронетанковые дивизии и 7 отдельных танковых бригад. Эти формирования отличаются достаточно большими размерами и крупным парком бронетехники. Общая численность танков в пакистанской армии превышает 2400 ед., не считая технику на хранении.
В строю имеются средние и основные танки семи типов разного происхождения. Наиболее массовым является ОБТ «Аль-Заррар» совместной пакистано-китайской разработки – не менее 500 ед.; сообщается о парке до 700 ед. Продолжается производство танков «Аль-Халид», тоже организованное вместе с Китаем. Такие машины построены в количестве не менее 300 ед. У Украины было приобретено более 300 танков Т-80УД советского производства. Также сохраняется на вооружении несколько сотен устаревших средних танков, полученных от Китая.
Нетрудно заметить, что индийские танки «Арджун» имеют определенное качественное превосходство над устаревшими пакистанскими бронемашинами. Новая модификация Arjun Mk 1A в перспективе должна показывать преимущества и перед другой техникой вероятного противника. Однако реальный потенциал индийских танков собственной разработки серьезно ограничен их количеством. Как следствие, влияние такой техники на ход гипотетических боевых действий может быть минимальным.
Ограниченные успехи
На протяжении нескольких последних десятилетий Индия пытается развивать свою оборонную промышленность и создавать собственные образцы вооружений и техники для сокращения зависимости от импорта. Работы в этом направлении продвигаются вперед с ограниченными успехами, но основная задача вряд ли будет решена в обозримом будущем.
Новейший танк, его экипаж и руководство страны
Потратив массу времени и ресурсов, Индия смогла создать собственный основной танк, в целом отвечающий требованиям своего времени. Однако, несмотря на все усилия и затраты, его не удалось построить большой серией. Проект модернизации «Арджуна» дал желаемые результаты технического характера, но серия вновь будет ограниченной и не окажет заметного влияния на состояние танкового парка.
Впрочем, даже такие результаты работ становятся поводом для гордости. На данный момент лишь несколько стран мира могут разрабатывать и строить ОБТ, и Индия теперь входит в их число. Схожие проекты реализуются и в других областях, включая боевую авиацию и военное кораблестроение.
Не так давно стало известно, что серийные Arjun Mk 1A нового заказа станут последними в своем семействе. Производство такой техники продолжать не планируют. В будущем промышленность должна будет разработать и освоить совершенно новый танк. Каким он будет и, что важнее, какой серией его удастся построить – неизвестно. Однако очевидно, что бронетехника советской и российской разработки еще долго будет составлять основу индийских танковых войск. Предпосылки к изменению такой ситуации пока отсутствуют.
Источник: topwar.ru